main page
russian english
Blog spot » Fluffy_snake »

Гильгамеш, которого вы не знаете

Гильгамеш, которого вы не знаете
04 Apr 2021 17:04:25

Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.

«Мой демон», М.Ю. Лермонтов


Внимание! Все нижесказанное – мое личное мнение по поводу персонажа, оно может не совпадать с вашим. Если хотите, отнеситесь к этому тексту как к фанатской теории.

Внимание Х2! Я не читала оригинальную новеллу и не весь Фейт еще успела изучить от и до. Той базы, которая есть, мне вполне хватает, чтобы на ней строить свои рассуждения. Если в оригинале было лучше, спорить не буду, но, скорее всего, мнение свое не поменяю, потому что человек всегда опирается преимущественно на личный опыт.



ВСТУПЛЕНИЕ

Приветствую всех заглянувших!

Надеюсь, я смогу вас хоть немного заинтересовать своими размышлениями, а еще поделиться чем-то новым. Ведь открывать для себя ранее неизвестные факты всегда здорово, правда?

Я очень люблю Гильгамеша как персонажа и как образ, который за этим персонажем стоит. Поэтому я могу долго распинаться на тему лучшего мальчика Фейта, который с годами для меня стал персонажем, выходящим за рамки какой бы то ни было войны за Грааль и вселенной. Через Гильгамеша я познакомилась с шумерской культурой и историей, прочитала про его прототип и некоторые конспирологические теории. Так что для меня этот анимешный персонаж стал проводником в целый исторический период нашего мира со всеми теми интересностями, которым скрыты в глубинах прошлого.
При этом я часто сталкивалась с тем, что многим нравится дизайн Гила, но не его характер. Некоторые же откровенно ненавидят этого засранца. А вот в "Fate/Grand Order: Absolute Demonic Front - Babylonia" (можно дальше просто "Вавилония"?) он уже тащит, он крут и вообще всегда бы так! Этот парадокс и побудил меня углубиться в поиски ответов на вопрос, почему же я сама полюбила Гила и что, кроме внешности, привлекает в этом персонаже столь многих.
Не исключено, что народная любовь к Гилу в "Вавилонии" еще связана с качеством самой адаптации, но мне видится, что есть и другая причина. Если кратко ее формулировать, то: Гил попросту выступил в своей роли, которой его прежде намеренно лишали. Впервые за все экранизации.
Мне хотелось бы поговорить о том, какова же эта роль, как характер связан с историей персонажа и что будет, если забить на первую и полностью переиначить второй.

Про культуру я тоже не просто так заикнулась. Из последнего, что я прочитала, хочу выделить книги "История начинается в Шумере", Сэмюэл Н. Крамер (труд о том, как шумере жили, чем занимались и в кого верили); "Блистательный Гильгамеш", В. Воскобойников (прозаический пересказ "Эпоса о Гильгамеше"), и, собственно, сам "Эпос о Гильгамеше" в переводе Дьяконова М.М. и Дьяконова И.М. Это те вещи, на которые я буду ссылаться при разборе.

Знакомьтесь, реальный Гильгамеш!
Если что, он справа

Вы можете спросить меня, а зачем? Зачем прибегать к первоисточнику, когда Гильгамеш это аниме персонаж, которого глупо сравнивать со своим прототипом? Я же отвечу, что все дело в истории. Гильгамеш из аниме и Гильгамеш из эпоса имеют абсолютно одинаковое прошлое. То есть, те события, которые повлияли на мировосприятие обоих Гильгамешев идентичны, следовательно, опираясь на известные нам факты, я могу предположить, что и опущенные авторами разных аниме и ранобэ моменты соответствуют тем, которые происходили в эпосе. Но к чему-то малоизвестному я буду обращаться по минимуму и за основу возьму каноничные истории с Энкиду и цветком вечной жизни.


НЕПРАВИЛЬНОЕ НАЧАЛО, ИЛИ ВОПРОС МОТИВАЦИИ


В экранизациях трех оригинальных рутов Гильгамеш, как и другие герои, был вырван из своей привычной среды и перемещен в новое время, которое ему совсем не близко. Однако если у остальных имелась хоть какая-то цель, желание для Грааля или самое обычное человеческое желание, Гилу было попросту нечего "загадать".
И это действительно проблема, поскольку что происходит с безынициативными слугами? Правильно, они проигрывают. В "Fate/Zero" наш царь большую часть времени сидит на золотом троне и даже не думает о том, чтобы наказать зарвавшихся простолюдинов. А ведь он смог бы победить других слуг в обеих войнах в Фуюки. Кроме Сэйбер, у которой сюжетная пуленепробиваемая защита.
Тем не менее, Гил демонстрирует только одну эмоцию – скуку. Чтобы ее развеять он без конца болтает с Киреем, добивается Сэйбер и попутно пытается уничтожить часть человечества, чтобы более-менее привести его к привычному для себя виду.

Иначе говоря, он хочет вернуться в свой Урук, перекроив для этого весь мир. Но, видимо, фигурки уже стало некуда ставить, а все годные игрулечки на приставке закончились в перерыве между двумя войнами, поэтому Гильгамеш даже не постарался ради достижения своей цели. Он вышел на сцену, помахал Эа для виду и вернулся в небытие, где остались и его город, и его люди.
Тут стоит сделать важное уточнение – Гил любит свой народ и заботится о нем. Основной мотивацией царя при жизни была забота о людях, которые возложили на него ответственность за свое благополучное существование. И Гил безропотно принял эту ответственность. Поэтому ошибочно полагать, что он не осознает ценность человеческой жизни. Напротив, возможно, наш царь лучше всех своих современников понимал, что судьба человека это нечто большее, чем служение богам. И боги не единственные, кто имеет право определять наше будущее. Реакции на происходящие события, решения и поступки приводят к созданию собственного мира вокруг каждого отдельного взятого человека. И, несмотря на включенность в систему миров других людей и богов, он остается единственным, кто может определить, была ли его жизнь напрасной и сыграл ли он предначертанную роль в общей истории.
Вот истина, принятая Гильгамешем. Особенно в "Вавилонии", как мы могли наблюдать. Он не чурается общения с простым народом, знает своих воинов поименно и заботится о том, чтобы жители чувствовали себя максимально комфортно и качественно выполняли свою работу.
И в этом плане Гил был и остается довольно стабильным. То есть, что молодой, что постарше он знал, что без людей ему будет некем командовать. Власть царя определяется его подданными, ведь без готовности населения подчиняться по-хорошему править-то и не получится. Но это уже частности. Основное все же то, что Гил не сражается один и, хоть ни с кем не делит ответственность правления, он не принижает людей настолько, насколько это показано в Фейте.
Опять же, вы можете мне возразить, что жители Фуюки, да и всего современного мира, не подданные Гильгамеша, и плевал он на них с высокой колокольни. Но не все так однозначно даже с другими людьми.

В книге "Блистательный Гильгамеш" есть один забавный эпизод. Царь города Киша, Агга, решил пойти войной на Урук и завоевать его. В кровопролитной борьбе Гильгамеш одержал победу и пленил царя, но не убил. Не стал Гильгамеш расправляться и с его воинами. Проигравшие лишь должны были работать на полях победителей вместе с ними и восстанавливать урожай, который ранее вытоптали две армии общими усилиями. А потом воинов Киша и их диких соседей отпустили по домам. Вот вам и тирания.


В "Вавилонии" мы видим подтверждение описанному выше эпизоду: Гил думает и о жителях других городов и не выражает никакой надежды на их скорейшее уничтожение. Напротив, дает задание главным героям сходить в отдаленный город и установить с ним связь.

Пожив с современными людьми, Гильгамеш возжелал уничтожить большую их часть. И, хоть в целом мне понятны его намерения и мотивация, их воплощение все же вызывают сомнения. Гил должен понимать, что люди не будут очень уж рады примкнуть к тому, что обрушил на Землю всю ярость Святого Грааля. На одном только страхе империи не строятся и долго не живут. Тем более, в рамках наступившего Апокалипсиса.
Во время чтения что оригинального эпоса, что повести у меня сложилось впечатление, что Гильгамешу важен именно его народ, а не все подряд. Гил не завоеватель, в отличие от Александра Македонского, и править хочет не целым миром, а одним городом, которым правили его предки, в том числе и божественные. Гильгамеш любит не только своих людей, но стены, которые выстроили вокруг Урука по его приказу. Поколения сменятся поколениями, а наследие, оставленное людьми, будет вечно. Это и называется бессмертием.
Так что передел мира выглядит весьма непродуманным решением, поскольку Фуюки это не Урук, и японский город не станет шумерской крепостью, даже если в результате катастрофы выживут самые сильные. На что рассчитывает царь в этом случае, не очень понятно.

Вспомним быстренько еще и о первой экранизации, то бишь о "Fate/stay night". Я все еще не считаю, что обладание женщиной, даже самой офигенной с каноничным сэйбафейсом, является достойной и насущной целью для царя. По крайней мере, уж точно не тем, ради чего стоит умирать. Да, Гил мог бы с ней поразвлечься и на этом закончить, что, кстати, вполне органично вписалось бы в его характер. Но царь решает унижаться, бегать за Артурией и скромненько так просить стать его девушкой.
Опять же, возвращаясь к истории Гильгамеша, у него была жена, было много других женщин, и ни одна из них не пленила его сердце. Оригинальный Гильгамеш пылкий любовник, но в трепетных чувствах по отношению к своим женщинам он не замечен. Желание обладать Сэйбер тоже походит скорее на страсть и манию, чем на любовь, но вот предложение стать женой царя… В общем, как-то уже не складывается картинка.

И кто тут кого не может победить?


Как можно исправить ситуацию?
За последнее время у меня сложилось впечатление, что Гильгамешу вовсе не надо быть слугой. Вместо бессмертия он обретает мудрость и делится ею со своим народом. В старости царь с достоинством и спокойствием умирает, восхваляемый и незабытый. В отличие от большинства слуг, которые или умерли при ужасных обстоятельствах, или не достигли желанной цели, Гильгамеш при жизни прошел через отчаяние смерти и возвысился над ним.
Но хочется еще раз посмотреть на этого обаятельного красавца в бою, так, что же может его замотивировать? Как по мне, Гильгамеш из эпоса в принципе человек не злой и не жестокий, жадностью он также не страдает, а вот вспыльчивостью да. Какому-нибудь слуге или мастеру нужно всего лишь случайно или намеренно оскорбить Гила или его народ, что для последнего уже станет поводом к действию, а там уж сюжет завертится.
Другим отличным мотиватором было бы появление Энкиду, как в "Fate/Strange Fake", или Иштар и других богов как в "Вавилонии", или какого-то иного героя из прошлого Гильгамеша. У него были и свои враги при жизни, на противоборство с которыми в новом времени я бы с радостью посмотрела.

Резюмируя промежуточный итог, хочу сказать, что Гильгамеша в Фейте я не отрицаю. Он все равно крут, опасен и чертовски привлекателен, но за этим ничего не стоит. Выражая свое "экспертное" мнение, замечу, что авторы многое потеряли, выдвинув Гила на роль главного антагониста и любителя Сэйбер.
А потом произошло лучшее, что только могло случиться с Гилом... Экранизировали "Вавилонию"!

ГИЛЬГАМЕШ В УРУКЕ


В "Вавилонии" Гил, во-первых, постарше, во-вторых, он показан именно в тех условиях, которые его сформировали как личность и как царя. Гильгамеш полностью следует своей парадигме поведения – он несдержан, горделив, импульсивен, но не тираничен. Гил действительно заботится о своем народе, и это его определяющая черта как правителя. Согласно прозаическому пересказу, он хотел принести цветок бессмертия не только для себя, но и для своих жителей. Собственно, в этом и причина того, что Гил не обзавелся бессмертием сразу же, как получил его в руки. Весьма логичное объяснение, как по мне. Трудно придумать другую причину, чтобы оставить бессмертие без присмотра и идти плескаться в теплой водичке.
Гильгамеш хотел разделить радость бесконечного бытия со своим городом, со своим народом. Хотел сделать стариков вновь молодыми и сильными, а молодых мужчин и женщин – нестареющими.
В версии именно оригинального шумерского эпоса Гил также хотел принести волшебный цветок своим людям, но уже с намерением прежде испытать на них эту диковинку. Если бы расчет оправдался, Гильгамеш бы уже сам отведал бессмертия. В любом случае, желание уподобиться богам не в одиночку, а с целым городом у царя всегда присутствовало.
Когда Гильгамеш по собственной глупости упустил бессмертие, он смирился с судьбой и стал царем, которым был его отец и отец его отца, – мудрым и справедливым. В оригинале Гильгамеш с высоко поднятой головой принял владычество богов над людьми и свое поражение. То, что "Вавилония" идет по альтернативному сценарию, не сильно меняет конечный результат.
А теперь спойлеры! Надеюсь, вы были к ним готовы.
"Вавилония" заканчивается примерно тем же, хоть признание Гилом своей смертной природы не было основной темой истории. А оригинальный Фейт как бы заставляет его вернуться к началу, снова пройти тот же самый путь. И тут бы у меня не было претензий, но в "Fate/Zero" нам дали понять, что Энкиду – лучший друг Гильгамеша – уже умер, а сам царь познал отчаяние своего смертного существования. Даже без волшебного цветка, после смерти друга Гил уже встал на путь переосмысления прошлого и будущего. В том же "Fate/Zero" эти изменения четко прослеживаются – Гильгамеша не интересует война, у него нет конечной цели, поэтому почему бы не посидеть, не побухать и не перетереть с учеником своего мастера за жизнь, попутно наслаждаясь страданиями окружающих?
Так, зачем, спрашивается, в "Fate/stay night" он показан жестоким мудаком без единого намека на честь и моральные принципы? Потому что у нас тут переосмысление персонажа и вообще Гила из эпоса нельзя сравнивать с Гилом из аниме? Не спорю, но история-то его никуда не делась.

Да, да, именно тебя я считаю адекватным

Видимо, в оригинальном Фейте авторам нужен был харизматичный злодей с совершенно отбитыми (еще более отбитыми, чем у главного героя) взглядами на жизнь. Хотя Гил всегда тянул максимум на антигероя.


ОДИНОЧЕСТВО

А теперь я плавненько перейду к еще одной основополагающей черте характера Гила, которая определена его историей и, возможно, также привлекает людей. И тут я позволю процитировать саму себя, взяв отрывок из так и не выложенного поста про вот эту фигурку:

Еще чутка Гила с разных ракурсов
«Сама фигурка идеально передает характер персонажа. Если смотреть с разных сторон, то выражение его лица немного меняется от уверенного и надменного до азартного и сосредоточенного. В принципе, Гил таким и является в этой версии: он самовлюбленный правитель, но далеко не безумец и лишней жестокости не приемлет. Это не тот Гил, который готов пожертвовать всем ради удовлетворения своих мелочных желаний.
Гил однозначно не положительный персонаж, но взрослая версия уже более или менее уравновешенная и при том не растерявшая былой силы. Гил правитель одинокий и многими непонятный. Не то, чтобы он страдал по поводу того, что мелкие людишки не могут постичь глубину его гениальных планов и величие его личности, но единственного друга, который у него был, Гил запомнил на всю жизнь и даже дольше. Это о чем-то да говорит.
В фигурке передан боевой настрой персонажа. Гил не просто царь, который сидит на своем троне и отдает приказы, а еще и умелый маг (класс кастер все-таки за не красивые перья на заднице дали). Он в одиночку может потягаться с богами, а при необходимости еще и призвать самого себя в другом классе, если все волшебные палочки не сработают.
В общем, для меня данная версия Гила отражает всю глубину его персонажа, который сам для себя и царь, и воин, и колдун, и вообще мастер на все руки. Не полагается ни на кого, никому, в том числе и себе, не дает права на ошибку и безусловно верить только своим силам.
Гил – идеальный пример того, что выдающиеся люди одиноки. И то, что обладая огромной силой, неизмеримыми богатствами и волевым характером, он так и не стал счастливым. Гил до последнего исполнял долг перед своим народом, не рассчитывая на то, что при жизни его собственная душа обретет покой. Так он и ушел, в зените славы, ненавидимый и восхваляемый, ужасный и прекрасный, а, главное, абсолютно одинокий и никем не спасенный.
Может быть, я просто романтизирую образ этого зарвавшегося засранца, на которого нет управы, но даже богам ничто человеческое не чуждо. То более, Гил лишь на 2/3 бог. И для меня его образ таким глубоким и запоминающимся, помимо ЧСВ до небес и золотых аксессуаров, делает именно одиночество, которое тянется за персонажем с самого его рождения».
Такие вот пирожки с котятами.


И напоследок хочу еще раз подчеркнуть – Гильгамеш это не просто слепая ярость, тщеславие и безумие. Гильгамеш – это гордый, но справедливый правитель, который пережил трагическую историю и претерпел значительные изменения. Вычеркивая историю и эти изменения из его характера, мы получаем совершенно другого персонажа.
Надеюсь, мне удалось раскрыть свой взгляд на первого героя в истории и доказательно объяснить, за что его люблю я и почему не все могут полюбить фейтовскую версию из экранизаций оригинальных рутов.

Спасибо огромное за внимание!




P.S. А всем дочитавшим спойлер на мой следующий пост-обзор коллекции мерча с Гилом.
Spy 9 185 3161 | add a comment
42 4
Share it with
Related figurines:
Figuarts ZERO Gilgamesh
Figuarts ZERO Gilgamesh
↓ More ↓ ↑ Less ↑
Author
Shelf Profile Figures Anime Blog Photos Activity Feedback Store
Send PM