main page
russian english
Blog spot » RanrielSollh »

Дорогами катаров. Спешл. Саграда Фамилия. Возвращение.

Дорогами катаров. Спешл. Саграда Фамилия. Возвращение.
06 Sep 2019 08:28:45

В первый (да-да, слоупоки на марше) пост по прошлогоднему путешествию не попало то, без чего прогулки по Барселоне нет и быть не может. Но на жемчужину города, на прекрасный собор Саграда Фамилиа, нужен отдельный пост.



Красно-кун: Рыжий жаб, ты там был раз шесть
Рыжий жаб: Красно-кун, всего три
Красно-кун: Тоже много
Рыжий жаб: Красно-кун, и что? Это самое красивое здание, которое я в своей жизни видел
Красно-кун: Хотя этот эльфийский храм поражает


Думаю, на Саграду нужно полдня минимум, если заходить внутрь. Но внутрь попасть можно только по предварительной записи. О чём мы не подумали, увы. Да и программа на тот день и так была очень суровая.

Когда Саграду достроят (а обещали в 2026 году), нужно будет обязательно выделить время, чтобы посмотреть на это чудо изнутри. Кстати, в 2008 году поднимался вопрос: а стоит ли вообще достраивать? А то современные деятели де испортили задумку Великого Мастера, сейчас строят уже туристический объект, далеко отошедший от чертежей Самого Гауди. И среди этих "хейтеров" были известные деятели культуры и искусства. Странно это... по мне, из уважения к Гауди нужно как раз достроить храм. Да и сам архитектор в своё время неоднократно на этом настаивал.

В строительство Саграда Фамилия Гауди вложил всю свою душу, это вершина его архитектурного творчества. А началось всё в большой семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра, где 25 июня 1852 родился пятый, младший ребёнок - Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет. Имеено в мастерской отца и родилось чувство пространства будущего архитектора. Антонио с детства страдал ревматизмом, поэтому не мог играть с другими детьми. Тогда и появилась его привычка к долгим пешим прогулкам.

Жизнь Гауди тесно связана с Барселоной, где он прожил почти всю жизнь, где учился в Провинциальной школе архитектуры, параллельно работая под началом других архитекторов, безуспешно участвуя в конкурсах - его слава была ещё впереди. На Парижской всемирной выставке 1878 его работу - витрину из кованого железа, дерева и стекла - заметил знакомый по прошлому посту промышленник Гуэль.

То было время расцвета неоготического стиля, провозглашавшего «декоративность началом архитектуры». И это как раз то, чего хотела душа молодого архитектора. В период раннего творчества архитектура Барселоны влияла на Гауди, а потом он сам повлиял на архитектуру города - и ещё как!
Встреча с Гуэлем была для Гауди судьбоносной, промышленник был эстетом, которому по карману был любой каприз. И он дал возможность самовыражения Антонио, который после строительства Дворца Гуэля стал самым модным архитектором города. Гауди вырвался за рамки архитектурных стилей. Он творил уже что-то своё, неповторимое!


Гауди с головой ушёл в творчество. Насколько известно, у него была лишь одна влюблённость - Жозефа Моро, учительница, не ответившая взаимностью. С детства замкнутый архитектор в зрелом возрасте всё больше уходил в себя, перестал следить за внешностью - его даже принимали за нищего. Это потом и оказалось роковым. В последние годы Гауди в прямом смысле жил на стройке своего великого Собора. Даже спал на своей личной скамеечке. А когда начинал строительство, то был щеголеватым денди...
Смерть Гауди была нелепой случайностью - его сбил трамвай (единственный и только недавно торжественно запущенный!), и из-за его внешнего вида его отвезли в больницу для нищих. Нашли его там только день спустя, спасти архитектора было уже невозможно. Он умер, был похоронен в крипте недостроенной Саграды, но стройка продолжалась и продолжается до сих пор. Стройка и легенда о творце, которого собираются причислить к лику святых - как святого покровителя архитекторов.

По одной из городских легенд такси в Барселоне имеют траурную чёрную окраску в память о тех извозчиках, что не захотели везти в больницу сбитого архитектора. На самом деле, такая расцветка действительно появилась через три года после смерти Гауди - в 1929 году - из-за Всемирной выставки. На чёрных такси цветная полоса показывала стоимость, предлагаемую водителем.


Храм Святого Семейства, шедевр Антонио Гауди, изначально был заложен ещё в 1882 году, главным архитектором должен был стать Франциско дель Вильяра, планировавший построить более традиционный неоготический храм. Но разругался с заказчиком, и проект перешёл к Гауди. Место для строительства было выбрано где-то на отшибе, где пасли коз. Изначально это должно было быть место для покаяния грешников, погрязших в пороках. А получился архитектурный шедевр в центре города.

Все эти сто с лишним лет храм строится только за счёт пожертвований (а ещё на процент с продажи билетов и сувениров). Так вот, когда Гауди только приступил к работе, кто-то очень хороший пожертвовал на строительство немалую сумму. И Гауди начал переделывать начатое предшественником, начал Творить. От первоначального проекта осталась только планировка в форме креста.
По проекту Гауди к небу возносились многочисленные колокольни, фасады храма рассказывали о жизни Иисуса Христа. Начал архитектор с фасада Рождеста, вычурного, детализированного. Решил не пугать горожан раньше времени Страстями Христовыми - фасадом, выполненном в абсолютно другом - угловатом и резком - стиле. Этот фасад начнут строить уже после смерти Гауди, но по его проекту. Фасад Славы архитектор спроектировать до конца не успел, остались только расчёты, наброски.
При жизни Гауди была закончена только одна 100-метровая колокольня на фасаде Рождества. Архитектор отдал проекту более сорока лет жизни, после него работу продолжил его соратник Доменек Сугранес. Строительство продолжилось и идёт по сей день. На пожертвования, по тем же технологиям, что и сто лет назад. Каждый каменный блок требует индивидуальной обработки и подгонки. Непростую задачку оставил Антонио Гауди своим последователям. Но скоро величайший долгострой современности завершится. Ждём с нетерпением.
Но вернёмся к истории строительства. Доменек Сугранес продолжил работу над фасадом Рождества, но тут разразилась гражданская война. Строительство встало после пожара 1936 года, уничтожившего многие наработки Гауди. Работы продолжились только в 1952 году, когда жизнь в Европе хоть немного наладилась. В это же время началось строительство фасада Страстей, которое ведётся и по сей день, чуть позже будет сравнение 2012 и 2018 года - и изменения весьма заметны.
Храм уже давно готов к богослужениям. В ноябре 2010-го его освятил папа Бенедикт XVI.
А ещё Саграду очень любят японцы. Они - фанаты Гауди.


А началось всё пятьдесят лет с Кендзи Имаи, вдохновившегося творчеством Гауди и построившего в похожем стиле Церковь 26 мучеников в Нагасаки. Ещё один японец, Этсуро Сотоо, настолько проникся, что принял католицизм и теперь работает над фасадом Рождества по эскизам и инструкциям, оставленным великим архитектором. Ещё он разработал двери для этого фасада и восстановил скульптуры, разрушенные во время гражданской войны в Испании. А сейчас он занимается оформлением самого недостроенного фасада - фасада Славы.

Фасад Рождества - это три портика: рождение, младенчество и юность Иисуса.



И, в то же время, единая композиция, где, помимо библейских, присутствуют и природные мотивы. Портики разделяются двумя колоннами, каждая из которых стоит на черепахе: та колонна, что ближе к морю - на морской, другая - на сухопутной. Черепахи - это символ стабильности и неизменности в китайской культуре, что в те времена была модной в Европе. В противовес черепашьей стабильности по бокам фасада обосновались хамелеоны - символ изменчивости. Вообще, живности там очень много - природа празднует рождение Спасителя и приход нового мира.

Имя Христа выгравировано на центральной колонне, Марии и Иосифа - на боковых.

На этом моменте стоило бы подключить фантазию... вспомните парк Гуэль и попробуйте представить - Гауди планировал сделать фасад Рождества многоцветным: для каждой сцены подбирался свой цвет.

Четыре трубящих ангела были сделаны с троих трубачей военного духового оркестра, помешавшего своей громкой музыкой беседе Гауди с епископом, и молодого художника Описсо, своим характером доводившего мастера не меньше злополучных музыкантов.

Вообще, все фигуры на фасаде делались с натурщиков: Гауди делал слепки с лиц рабочих, трудившихся на строительстве храма, а также делал посмертные слепки с умерших в Больнице Святого Креста. Вплоть до того, что убиенных по приказу Ирода детей отливали из форм, снятых с мертворождённых младенцев. Ряды гипсовых трупиков, подвешенных в мастерской...

Для Гауди позировали и ученики приходской школы, и жители окрестных домов, и множество другого народа. Ох, и намучились же с натурщиком-ослом, на котором ехала Мария с сыном.

С помощью системы зеркал Гауди фотографировал натурщиков одновременно с нескольких сторон (по своему скромному опыту могу сказать, что фотографии с нескольких ракурсов для лепки - нужное дело).

Портик Милосердия - средний, по задумке Гауди "выражающий энергию и радость жизни".

И по центру этого портика и всего фасада - колонна, по которой спускается тот самый злокозненный змий с яблоком, первопричина всех несчастий и бед рода людского. Тот, с кого всё началось. Эту колонну также обвивает лента с именами всех предков Иисуса, начиная с Авраама. Колонна-предыстория для всех остальных событий. В кадр, увы, попал только верх колонны.

А история начинается с того, что находится вверху этой колонны - вифлеемская звезда и сцена Рождества.
К звезде уже спешат пастухи и Волхвы, а ангелы играют на музыкальных инструментах: как классических арфе, фаготе и альте, так и народных цитре, барабане и дульсайне.
Скульптуры ангелов были недавно выполнены Ицуро Сотоо.

Воплощение - ангел, простирающий руку над Марией.

Тема этого портика - божественная любовь. Сцена обрамляется знаками Зодиака, подсказывающими момент воплощения. Вообще, церковь астрологию не жаловала: жизнь человека не должна предопределяться звёздами. Но со времён Крестовых походов астрологию так и не смогли изжить. Христианские церкви и соборы изобиловали астрологическими намёками.

Портик Надежды находится слева от центрального портала.

Хотя порой в скульптурах этого портика надежды мало. Но верующий должен надеяться даже в самые тяжёлые времена.
После рождения Иисуса царь Ирод приказал устроить избиение младенцев, надеясь уничтожить и спасителя. Этот момент из Библии и нашёл отражение на портике. Воин огромного роста готов заколоть дитя, мать молит его о пощаде... Когда делали слепок, оказалось, что у позировавшего мужчины на ногах по шесть пальцев. Скульптор, отвечавший за эту фигуру, предложил Гауди поправить ногу воина, однако архитектор сказал, что "чудовищная природа убийства отражается в уродстве этих ног". Тут же, неподалёку, находится сцена бегства в Египет с тем самым ослом. Фотографий шестипалого злодея вблизи не нашла, но его можно увидеть на общем фото внизу, справа от осла.

На этом же портике можно найти и плотницкие инструменты Иосифа, и лодку, вплывающую в грот убежища. Сидящий в лодке Иосиф держит в руке огромный фонарь - свет церкви сквозь тьму столетий (Иосиф был признан покровителем всемирной Церкви незадолго до начала строительства Саграды). Портик венчает огромный утёс, который иногда трактуют как священную для каталонцев гору Монсеррат.

Справа расположен портик Веры, где отображены основные постулаты католичества: Непорочное Зачатие, Святое Причастие и Божественное Провидение. Последнее показывается символом, использовавшимся ещё со Средних Веков - глазом на ладони, глазом Бога, видящего всё и заботящегося обо всех.




Древо Жизни - кипарис, прообраз Рождественской ели. Даже это дерево лепили с реально существующего образца - кипариса, растущего у картиезианского монастыря Монтеалегре в Тиане недалеко от Барселоны.

Кипарис символизирует вечную жизнь, голуби - летящие в рай чистые души, венчающий дерево крест состоит из букв "Т", "Х" и голубя, обозначающих Святую Троицу. Саграду разгадывать можно долго - каждая деталь тут несёт свой смысл, а порой и не один. Где там Дэн Браун?

Под деревом находится пещера с громадными сосульками - сцена для Увенчания Святой Девы.

Над этой пещерой - крест с анаграммой Иисуса. Ещё чуть выше - белая композиция, которую достаточно трудно рассмотреть. Это пеликан - символ раннехристианский, а то и вообще языческий. По крайней мере, на легенду о пеликане, разрывающем себя дабы накормить птенцов, мы натыкались не один раз. Здесь, в христианстве, пеликан - это тело Христово.

Под пеликаном на самом деле (но на фото не видно, увы) находится сделанное из стекла, покрытое красной и золотой краской яйцо с другой, более заковыристой, анаграммой Иисуса.

Фасад Страстей Христовых. "Если бы я начал строить храм с этого фасада, люди не поняли бы" - так об этом фасаде сказал сам Гауди.

Ибо впечатление от фасадов абсолютно разное.

В 1911 году Гауди перенёс тяжелейшую болезнь, буквально оказался между жизнью и смертью. И именно тогда он сделал первый набросок этого фасада, посвящённого последней неделе жизни Христа и его смерти. Рубленными формами, колоннами, похожими на кости, Гауди передал "всю кровавую жестокость жертвоприношения".



Но сам Гауди до возведения фасада не дожил. От него остались эскизы, чертежи и макеты, порой плохо сохранившиеся. Нелёгкая задача воплотить в жизнь мрачную идею этого фасада была возложена в 1988 году на Жузепа Марию Субиракса. Поначалу не все были довольны этой кандидатурой, но Субираксу удалось прочувствовать замысел Гауди и воплотить его в жизнь. Целый год он посвятил изучению наследия и творчества великого мастера, чтобы передать не только идею, но и стиль. Ломкие линии были и задумкой Гауди, и собственным стилем Субиракса.





На фасаде показана история Страстей Христовых от Тайной вечери до распятия и смерти. Там три уровня, но порядок событий не линеен - хронология выстроена в форме опрокинутой S. Субиракс, как и Гауди, наполняет фасад загадками и аналогиями: фигура Евангелиста похожа на самого Гауди, альфа и омега, расположенные по центру, перекликаются с теми же символами конца и начала на фасаде Рождества (они расположены где-то под пеликаном около анаграммы, кто найдёт - скажите).

Рядом со сценой поцелуя Иуды находится магический квадрат - любая из возможных 310 математических операций даёт 33 - смертный возраст Христа.


Фасад Славы Господней. Ну, тут показывать пока что особо нечего - строительство идёт полным ходом.


Этот фасад должен стать самым величественным, самым грандиозным (хотя я не представляю, как они его планируют за оставшиеся семь лет достроить). По словам Гауди там будет дано толкование итогов человеческой жизни - Смерти, Судного Дня, ну и по итогу Рая или Ада. Гауди планировал изобразить и Ад, и облака, символизирующие искупление (вообще, весь храм Святого Семейства искуплению и посвящён), и, думаю, много чего ещё. А что получится в итоге, надеюсь, скоро узнаем.

Ну и пара слов о других частях храма.
Для тех, кто не особенно разбирается в архитектурных терминах, апсида - выступающая полукруглая часть здания. Апсида храма - это то, что находится снаружи от алтаря.




По замыслу Гауди, апсида, располагающаяся под ней крипта и над ней башня должны были стать единой композицией, прославляющей Деву Марию. Мать Христа всегда пользовалась почётом, но в XIX веке её культ достиг особого размаха. Апсиду Гауди закончить успел в 1893 году. Эта часть храма очень похожа на готику, но... типичные для готики гаргульи тут весьма необычны.



Лягушки, ящерицы, змеи - с одной стороны, существа не особенно благонадёжные с точки зрения христианства (вот и ютятся снаружи), а с другой - полезным гаргульевым делом заняты - работают водостоками.

Ризницу Гауди построить не успел, но до нас дошли его макеты.



Гауди смог увидеть завершённой только одну из башен-колоколен - башню Святого Варнавы. Погиб архитектор несколько месяцев спустя.

Башни Саграды весьма необычны для церковной архитектуры. Да и вообще необычны. Подняться можно и на лифте, и на лестнице, но последнее - для экстрималов, потому что у крутых спиральных лестниц практически нет перил.

Пространства для лестниц немного, поэтому поднимающемуся всё время приходится идти кругами. Одни из лестниц закручены по часовой стрелке, другие - против. Между башнями находится настоящий лабиринт из переходов. Короче, в следующий приезд залезть - обязательно!
Через некоторое время после смерти Гауди достроили три оставшиеся башни фасада Рождества, к 1977 году достроили четыре башни фасада Страстей Христовых, не особо отличающиеся о первых. Сейчас строятся четыре башни фасада Славы Господней, которые будут намного выше остальных.
Интересен тот факт, что башни в основании - квадратные, а выше уже - круглые. Квадратные башни - дело для церквей обычное, круглые - редкое, а в сочетании - это Гауди, он уникален.


Башни посвящены двенадцати апостолам - на каждой есть статуя и написано имя. Украшенные венецианской мозаикой навершия башен символизируют епископов - последователей апостолов, поэтому в них можно увидеть епископские атрибуты: кольцо, посох, митру и крест.

Стена около будущего баптистерия.


Фрукты и овощи на башнях символизируют плодородность каталонской земли. Потому они такие яркие. Там только то, что растёт на местных полях, садах и огородах.


Стена около будущей Капеллы Покаяния.


Немного фото наших путешественников.






Внутри.

Немного архивных фото за 2012 год, видно, где достроили. С такими темпами верится, что к 2026 году этот великий долгострой завершат. Хотя если вспомнить, что помимо фасада Славы ещё главные башни не построены, то закрадываются сомнения.


Архив за 2012 год.
И это - далеко не всё, что можно сказать об этом шедевре, где удивительна каждая маленькая деталь...
Spy 6 81 1243 | add a comment
21 2
Share it with
Related figurines:
Ichiban Kuji Jojo no Kimyou na Bouken Part1~3: Joseph Joestar
Ichiban Kuji Jojo no Kimyou na Bouken Part1~3: Joseph Joestar
Servant Figure Jeanne d'Arc (Alter)
Servant Figure Jeanne d'Arc (Alter)
↓ More ↓ ↑ Less ↑
Author
Shelf Profile Figures Anime Blog Photos Activity Feedback Store
Send PM