main page
russian english
Blog spot » AwL »

Гуро-контент в аниме 80-х и 90-х годов. Часть II (18+)

Гуро-контент в аниме 80-х и 90-х годов. Часть II (18+)
01 Mar 2012 08:17:46


Предупреждение: описание и изображение чрезмерного насилия и сцен порнографического содержания. Лицам до 18 лет смотреть крайне не рекомендуется

Продолжение 1-й части обзора. В этот раз я сконцентрируюсь на аниме, созданном преимущественно в период конца 80-х годов.

Violence Jack

OVA-1 (1986), OVA-2 (1988), OVA-3 (1990).


Го Нагай - личность очень противоречивая и крайне важная для всей манга и аниме культуры. Именно этот человек заложил основы жанра "меха" и конкретно "Super Robot" в своих "Mazinger Z" (1972), "Great Mazinger" (1974) и "Grendizer" (1975); именно благодаря ему увидела свет первая в истории манга с элементами эротики "Harenchi Gakuen" (1968), которая многими считается прародителем жанра "хентай"; и именно он является автором чрезвычайно популярных "Devilman" (1972) и "Cutie Honey" (1973) , которые немало повлияли на будущее развитие всей манга-индустрии в целом.

Весьма впечатляющие достижения, не правда ли? В случае "Violence Jack"(1973) все немного иначе. С появлением OVA-формата эта кровавая вакханалия все-таки добилась собственной адаптации в 86, 88 и 90 годах и мгновенно зарекомендовала себя как одна из наиболее откровенных и жестоких картин того времени, которую тут же запретили к показу в Австралии, а в США при лицензировании урезали наполовину (при этом актеры озвучивания были заявлены под псевдонимами).

Немного о сюжете: после падения на Землю метеорита и последующих землетрясений выжившие остатки человечества ищут способы к выживанию. Среди них образуются группы байкеров-бандитов, выделяющиеся особой жестокостью и кровожадностью, а также регулярно терроризирующие мирное население. Противостоит им "титан с телом гориллы и глазами волка", трехметровый гигант, прозванный Жестоким Джеком.



Уже начиная со вступительной речи "голоса за кадром" и появления главного героя, сразу становится ясно, что "Violence Jack" вряд ли претендует на нечто глубокомысленное. По сути перед нами яркий представитель треш-аниме 80-х, отчасти напоминающий фильмы Джорджа Ромеро, в том числе и социальными мотивами, и сюжетно немного опередивший "Безумного Макса" и очень популярного у японских подростков "Fist of the North Star". Только если в Mad Max главным товаром было топливо, то здесь им являются девственницы (в этом весь Го Нагай).

"Violence Jack" - *добавим пафоса* квинтэссенция мизантропии и низости человеческого духа, открытая и подробная демонстрация того, насколько может упасть человек в условиях пост-апокалипсиса. Джек же - лучик надежды, правда, на деле несильно отличающийся своими методами от тех же бандитов. Подобные стертые границы добра и зла перетекли из приквела "Devilman", в котором, однако, этому вопросу уделено гораздо больше внимания.



Как это свойственно такого рода тайтлам, "Violence Jack" обладает поистине ужасной рисовкой. Эти каменные лица, резкие дерганные движения и трясущиеся фоны будут преследовать зрителя на протяжении всех 3-х серий.

Надо сказать, что даже мне, человеку к подобным вещам уже привыкшему (сказалась закалка прошлой недели), смотреть было довольно сложно. Тут я бы особенно отметил адаптацию 88 года, где буквально обезумевшие от похоти мужчины, как со стороны байкеров, так и со стороны простого люда, начинают преследование женской популяции с вытекающей сценой группового изнасилования, последующей массовой экзекуцией в исполнении Джека (который даст фору тому же Гейсту), сценой каннибализма и битвой демонов. Это там не какой-то захудалый слэшер, это почти эрогуро, темные фантазии Го Нагая в своем ярком проявлении. В этом плане другие овы также недалеко ушли. Конечно, не "Urotsukidoji", но очень близко.

Для кого это аниме? Для любителей пощекотать себе нервы и для поклонников творчества Го Нагая. Ни больше, ни меньше.

ЧРЕЗВЫЧАЙНО откровенные кадры

A.D. Police Files

OVA (1990)


Вы вряд ли слышали об этом аниме. Такие вещи, как правило, помнят только ныне бородатые почти-отаку из 90-х, которые регулярно забегали на Горбушку в какой-нибудь неприглядный магазин с VHS за очередным фильмом, где в конце ленты обнаруживали обрезки аниме с кривым и гнусавым переводом. И найти полные серии или, если повезет, кассету, целиком состоящую из аниме, было большим открытием и драгоценнейшим сокровищем. Для нас же "AD Police Files", не учитывая заданную тему, может быть интересен тем, что является приквелом к довольно популярной пост-киберпанк серии "Bubblegum crisis".

Немного о сюжете: Мегатокио, 2027 год (за 5 лет до событий "Bubblegum crisis"). После потрясшего Токио землетрясения для его реконструкции началось производство человекоподобных роботов, названных "бумерами". В связи с участившимися случаями преступлений, в которых фигурировали бумеры и с которыми не могла справиться обычная полиция, был создан специальный отдел, названный "AD Police".



Сериал состоит из 3-х отдельных историй, которые хоть и мало связаны друг с другом, но разделяют одну и ту же мысль, в полной мере соответствующую канонам киберпанка - потеря человечности в эпоху расцвета технологий. Если тот же "Bubblegum crisis" во многом аппелировал, а местами и копировал стилистику культового "Blade Runner" и приключенческой фантастики, то этот сериал больше обращается к тем традициями, что заложили еще Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг (родоначальники течения киберпанк), где описываемый мир - мрачное и отвратительное место полное цинизма и равнодушия; где политика - слабый и давно утративший значение институт; где секс и насилие - любимое развлечение; где разумные машины порою проявляют больше гуманности, чем обычные люди.

"A.D. Police Files" сюжетно вряд ли выделяется. 30 минут на каждый эпизод катастрофически не хватает для раскрытия всего того, что хотели сказать авторы. Но сильная сторона сериала не в этом. Он берет идеей и атмосферой, едва заметными кадрами и вскользь высказанными фразами. Проблеск света на помаде; полный непреодолимого желания и похоти взгляд девушки-бумера в сторону Леона; ответная фраза офицера полиции "я сегодня не при деньгах"; политическая демонстрация, полностью игнорируемая главными героями; кусание киборгом собственного языка как единственное напоминание о том, что он когда-то был человеком - именно такими вещами сериал и запоминается.



Несмотря на заселье аниме про киборгов и андроидов, довольно мало из их числа уделяли внимание проблеме самоопределения и сохранения своего человеческого "я". На моей памяти к подобному обращался только "Ghost in the shell" и теперь уже и "A.D. Police Files". На очереди Armitage III.

Что же с гуро? Аниматоры не поскупились и одарили зрителя немалым количеством кровавых сцен жестокости и обилием девушек в нижнем белье (причем только для того, чтобы показать девушек в нижнем белье). Хотя такие образы здесь наоборот вызывают скорее отторжение и неприязнь. Как и вид копошащихся в заброшенном метро крыс, наркоманов, ловящих очередной трип, и представительниц неблагородной профессии с безразличным взглядом. Все в лучших традициях жанра. За это моё отдельное спасибо студии ARTMIC.

Кадры

Urotsukidoji

OVA-1 (1987), OVA-2 (1990), OVA-3 (1992), OVA-4 (1994), OVA-5 (1996)


Несмотря на то, что в 1-й части обзора я разграничил понятия "гуро-контент в аниме" и "эрогуро", было бы большим упущением с моей стороны проигнорировать данный тайтл ввиду его несомненной ценности для всей манга и аниме культуры.

Итак, Urotsukidoji. Культовое и узнаваемое по всему миру аниме, наряду с "Lolita Anime" (1984) и "Cream Lemon" (1984) положившее начало целому направлению японской анимации "хентай". Пионер и родоначальник поджанра "хентай с тентаклями". Одно из произведений, поднявших в Японии вопрос о художественной ценности порнографии. И само собой зрелище не для всех.

Синопсис: мир состоит из трёх царств: людей, находящихся посередине; зверолюдей, обитающих над землей; и демонов, живуших под человеческим миром. В этом темном отражении нашей реальности ходит легенда о Тедзине (или Сверхдемоне), которая гласит, что каждые 3 тысячи лет Тедзин пробуждается, чтобы лицезреть собственные творения. Некоторые считают, что приход Сверхдемона приведет к вселенской катастрофе и разрушению. В то время как другие, например Амано Дзяку, сильнейший из зверолюдей, полагают, что с перерождением Тедзина придет мир и процветание для всех трех царств. Амано Дзяку блуждает по миру в поисках человеческого воплощения Тедзина вот уже 300 лет и постоянно вынужден вступать в схватки с демонами, которые хотят любой ценой не допустить рождения Сверхдемона.



В свое время "Urotsukidoji" буквально потряс весь мир своей жестокостью, мрачностью и обилием сцен порнографического содержания, что для неподготовленного зрителя было откровенным шоком, но в то же время вызвало и небывалый интерес, учитывая весьма интригующую и неординарную сюжетную линию. Особенно это касается идеи апокалипсиса, в которой нашли отражение религиозные и оккультные мотивы вкупе с проблемой сексуальности (конец света как метафора оргазма и финального этапа взросления). Мало тайтлов того времени настолько детально и образно подходили к данному вопросу. Помимо "Urotsukidoji" в изображении всемирной катастрофы я бы выделил разве что "Навсикаю из Долины Ветров" и "Акиру".

При просмотре сразу выделяется визуальная часть. По меркам 80-х в аниме был вложен довольно приличный бюджет, что само собой отразилось и на анимации, уровень которой с каждой серией продолжал расти. Это касается как и задних планов города до и после разрушения, так и дизайна персонажей. В особенности я бы отметил образы демонов, которым мог бы позавидовать даже Кавадзири. Сделаны они исключительно мерзостно и отталкивающе, подчеркнуто гротескно. Большое внимание уделяется и лицам, больше приближенным к общечеловеческим стандартам, нежели к анимационным.



В "Urotsukidoji" секс и насилие играют главенствующую роль. Любой конфликт в этой вселенной решается посредством силы, унижения и разрушения, подкрепляя все это литрами крови, стонами одновременно агонизирующих и получающих удовольствие девушек (губы говорят "нет", а тело говорит "да") и пейзажами уничтожаемого города. В интервью на вопрос, почему Хидеки Такаяма (режиссер аниме) решил поведать миру столь жестокую историю, он сказал: «Ничто не вызывает такую сильную реакцию у человека, как секс и насилие. Их сочетание оказывает по-настоящему сильное воздействие».

"Urotsukidoji" - бездна для искателей глубинного смысла. В нем можно увидеть огромное количество символов, явлений, фобий и человеческих страхов. Как то: мужской комплекс ненужности и патриархат - образ доминирующих над женской сущностью самцов и демонстрация собственной мужественности; образ женщины - матери всего живого и дарительницы жизни, а также чрезвычайно мощной силы и вызывающей сексуальности (особенно показателен эпизод совокупления между демоном и сестрой Амано Дзяку); "зубчатое лоно" или vagina dentata - символ независимости женщины и преодоление традиционных гендерных ролей; апокалипсис как символ финансово-экономических бурлений в Японии в конце 80-х; Сверхдемон как образ США, подвергшего Японию оккупации в 1945-1952 г.г. - своего рода "перерождение мира" и т.д.

Напоследок повторюсь. "Urotsukidoji" - аниме не для всех. Язык не поворачивается назвать его прекрасным, но уж точно и не бездарным. Талант и заслуги его создателей неоспоримы. Это аниме на долгое время вперед задало планку качества для всей будущей хентай-индустрии и весьма успешно вписало себя в один ряд с прочими представителями аниме-классики.

ЧРЕЗВЫЧАЙНО откровенные кадры

Заключение

Появление в японской анимации конца 80-х и начала 90-х годов мотивов чрезвычайной жестокости и откровенного содержания является отнюдь не случайным обстоятельством, а вполне закономерным явлением, обусловленным комплексом взаимосвязанных причин: сложной исторической и экономической обстановкой в стране, взрослением аудитории и формированием категории "отаку", поиском новых сюжетов и способов выражения, влиянием западного кинематографа, а также появлением нового видео-формата "OVA", изначально предназначенного для продажи аниме на видео и давшего новую степень свободы для режиссеров и сценаристов.

Разумеется, мною было охвачено далеко не все аниме того времени, отвечающее теме обзора. В том числе: Megazone 23 OVA-2 (1986), Angel Cop (1989), Midori - Shojo Tsubaki (1992), Ninja Scroll (1993), Vampire Hunter D (1985), Battle Angel Alita (1993), Bio-Booster Armor Guyver (1989), Cyber City Oedo 808 (1990) и многие другие.
Искренне надеюсь, что вам было интересно читать этот обзор.


Спасибо за советы, редактуру
и коррекцию изображений
Kawaii_uguu, free_hellenes и mixiez

P.S. после 2-х недель сплошной чернухи мне нужна большая доза моэ...
Spy 35 69 30299 | add a comment
20 0
Share it with
Related anime:
AD Police Files
AD Police Files
Choujin Densetsu Urotsukidouji
Choujin Densetsu Urotsukidouji
Choujin Densetsu Urotsukidouji 3
Choujin Densetsu Urotsukidouji 3
Choujin Densetsu Urotsukidouji 4: Infernal Road
Choujin Densetsu Urotsukidouji 4: Infernal Road
Choujin Densetsu Urotsukidouji 5: Kanketsu Hen
Choujin Densetsu Urotsukidouji 5: Kanketsu Hen
Shin Choujin Densetsu Urotsukidouji Mataiden
Shin Choujin Densetsu Urotsukidouji Mataiden
Violence Jack
Violence Jack
Violence Jack 2
Violence Jack 2
Violence Jack 3
Violence Jack 3
↓ More ↓ ↑ Less ↑
Author
AwL
AwL
Shelf Profile Figures Anime Blog Photos Activity Feedback Store
Send PM