09 Dec 2012 15:49:41
Первая часть обзора
Ёсиаки Ёсинага о Некодзиру (2я часть)АД
На протяжении последних лет ее жизни загруженность Нэкодзиру работой возросла настолько, что она оказалась на грани срыва.
К тому времени и речи не шло о том, чтобы рисовать ради удовольствия, все, что она делала, нужно было сдавать точно в срок.
В таких книгах, как Jirujiru Nikki и Neko Kamisama, Нэкодзиру часто просто рисовала истории, услышанные от других людей.
"Я случайно стер с компьютера целую книгу", как-то пожаловался я Нэкодзиру. Позже эта история слово в слово появилась в ее манге.
Как-то раз я, будучи занят, послал вместо себя на деловую встречу одного из своих временных сотрудников, и тот в качестве сувенира принес мне пластиковый мешок, набитый высушенными водорослями - самим обычными, которые в качестве приправы продаются на каждом углу, - пять отдельно завернутых порций. И эта история почти без изменений попала в ее мангу.
Переутомленная работой, Нэкодзиру иссякла на идеи. Но поскольку сроки ставились жесткие, она изо всех сил пыталась справиться с творческим кризисом. Она обладала обостренным чувством ответственности и всегда находила выход из создавшегося положения. Не раз она обнаруживала, что ее поджимают сразу несколько сроков, и, чтобы их не нарушить, ей приходилось работать на износ.
Однажды я засиделся у себя в офисе до глубокой ночи, как вдруг в дверь постучали.
"Ты мне разрешишь здесь поспать?" - поинтересовался Ямано, выглядевший полностью изнуренным.
"Что случилось?"
"Ну..." - Ямано заколебался. Как оказалась, в приступе ярости Нэкодзиру бросилась на него с ножом для резки бумаги.
Я заставил Ямано лечь на диван и принес ему стакан воды.
Воцарила странная тишина, которую язык не поворачивался нарушить.
Зазвонил телефон. Я взял трубку. Нэкодзиру.
"Я знаю, что она там. Дай Ясу трубку!" (Ясу - настоящее имя Ямано).
"Я не могу. Он сейчас спит."
Я попытался ее успокоить, но ничего не выходило.
"Сейчас же дай Ясу трубку! Он убежал от меня, разбуди его сейчас же и дай ему трубку!" Она находилась в последнем градусе бешенства. Ее нервы были полностью расшатаны.
Подобное случалось постоянно, как только подходил крайний срок для огромной кучи дел. Двое, работающих в такой тесной связке, как работали они, да еще с таким напряжением, были обречены рано или поздно на подобные сцены. Обычно вспышка гнева случалась у Нэкодзиру (или, говоря точнее, она физически нападала на Ямано).
Я смотрел на разметавшегося по дивану Ямано, и образ Нэкодзиру, "тренирующей" своего кота, стоял у меня перед глазами.
Я не разрешил Ямано вернуться домой, опасаясь за его безопасность.
Ночь, казалось, не кончится, но рассвет все же наступил. Зачирикали воробьи, рядом проехала машина, развозящая почту.
Нэкодзиру должно быть уже успокоилась.
Ямано все же отправился домой к Нэкодзиру. "Я ей нужен", - сказал он на прощание.
Теперь, вглядываясь в прошлое, можно сказать, что корнем всех их проблем была нужда, в которой они до этого существовали, и которая заставляла их без разбору хвататься за любую работу, как только их книги стали успешно продаваться.
Начни они более разборчиво подходить к своей работе, может Нэкодзиру и не ушла бы из жизни столь скоро.
"Ребята, вам надо отдохнуть".
Однажды в 1998 году, когда Нэкодзиру и Ямано переживали очень трудный период в их жизни, мы с Саки пришли к ним в гости.
Случилось это примерно за две недели до самоубийства Нэкодзиру.
Мы просто вместе сидели, ничего не делая, и слушали музыку. У Нэкодзиру имелась пара динамиков, специально заточенных под техно-музыку, сделанные в форме двенадцатигранников, с динамиками на каждой стороне. От динамиков явно веяло снобизмом.
Нэкодзиру почти ничего не говорила, полностью погрузившись в скрежещущие звуки пронзительного техно. Резкие звуки казалось приносили мучения Ямано, опустошенному работой днями и ночами напролет.
Озабоченный этим, я предложил: "Давайте послушаем вот это", и поставил амбиент. Ямано немного полегчало, но Нэкодзиру, предпочитавшая более агрессивную музыку, осталась недовольной столь мягкими звуками, и угрюмо скорчилась в своем углу.
Она и так находилась в последней стадии истощения от бессонных ночей, а психоделический транс, похоже, только усугубил ее состояние.
В тот день Нэкодзиру находилась в необычайно отвратительном даже по ее меркам настроении.
Внезапно я вспомнил, как она часто повторяла: "Я не боюсь смерти", и мне стало очень тревожно.
Когда мы уходили в тот день, Ямано и Нэкодзиру еще долго смотрели с порога нам вслед. Я до сих пор помню умоляющее, опустошенное выражение лица Ямано.
"Не уходите! Останьтесь еще на чуть-чуть! Не оставляйте нас одних!" - казалось умоляли его глаза.
Думаю, что после нашего ухода, они вновь засели за работу.
Но они уже находились почти у самого конца.
ПОКОЙСЯ С МИРОМ
"Тиёми мертва. Она покончила с собой. Ты был одним из ее немногих друзей, поэтому звоню тебе первому."
О смерти Нэкодзиру я узнал из телефонного звонка Ямано.
Они поздно ее обнаружили, тело уже окоченело. О ее смерти Ямано сообщил мне только спустя несколько часов, после того как ее нашли.
Когда нам позвонили, мы с женой гуляли по Синдзюку и подумывали сходить в Imax (прим. виртуальный театр Tokyo Imax Theatre, в котором на гигантском экране показывают фильмы в 3D графике). Звонок Ямано стал для нас шоком.
Ямано изо всех сил сохранял спокойствие.
Где-то в глубине души мы смутно чувствовали, что однажды такое может случиться, но никогда не верили, что она все же решится на подобное.
Забыв о кино, мы помчались к Ямано.
В тот момент я больше беспокоился о Ямано, чем о Нэкодзиру. Я не мог себе представить, что значит потерять жену. Мне казалось, что сейчас самое важное - важнее даже оплакивания смерти Нэкодзиру - позаботиться о том, кого она покинула.
Нэкодзиру выглядела очень спокойной. Ни единой черточки страдания на ее лице. Ни капли сожаления о содеянном, никакого цепляния за жизнь. Казалось, что она упокоилась с миром.
Я понимал, почему она это сделала, и одновременно ужасался этому.
Диск и видео Aphex Twin были положены вместе с ней в гроб.
На похоронах звучали композиции из альбома Aphex Twin "Ambient Works II".
Нэкодзиру завещала похоронить себя именно так.
Предпринимая попытки самоубийства в прошлом, Нэкодзиру написала несколько завещаний. Последнее по времени сохранившееся завещание датировано несколькими годами раньше.
Однако по желанию Ямано не все было сделано согласно ее последней воле.
Нэкодзиру не хотела надгробного камня. Ямано посчитал, что ее семья может захотеть надгробие, чтобы посещать могилу, поэтому он распорядился его сделать. Но, как уступка воле покойной, камень остался безымянным. Только одна буква из санскрита украшала его.
Как-то Ямано объяснил мне, что она значит, но я забыл.
Одна из строк завещания Нэкодзиру гласила: "Никаких домыслов о возможных мотивах".
Ямано отказывался от всех интервью.
В то время один даже вид Ямано приносил мне такие страдания, что я почти не мог себя заставить видеться с ним.
Пять лет спустя. Подумать только, теперь и я нахожусь в такой же ситуации...
ТЕ, КТО ВЫБРАЛ СМЕРТЬ, И ТЕ, КТО ВЫБРАЛ ЖИЗНЬ
Самоубийство приносит страдания близким.
Ничто не способно описать боль утраты, ничто не может облегчить ее.
Ямано оказался способным вынести это.
Как только творческий дуэт "Нэкодзиру" обрел популярность, они стали нарасхват, что еще больше сплотило их, словно сиамских близнецов. Ничто не могло их разъединить. В противном случае, пришлось бы разорвать их на половинки. Но это равносильно смерти, а человеческое существо не так-то просто уничтожить.
Для пары со столь крепкими узами, какие связывали Ямано и Нэкодзиру, потеря одного из них невыносима.
После смерти Нэкодзиру, осиротевшая половинка продолжала выпускать работы из серии Nekojiru, теперь уже под псевдонимом "Нэкодзиру у". На первый взгляд Нэкодзиру и Нэкодзиру у казались неотличимыми, но между ними пролегала пропасть. И даже не в том смысле, что первый рисовал от руки то, что видел, а второй использовал компьютер и философствовал. Нэкодзиру выбрала смерть, и ее работы были проникнуты ее жаждой смерти.
Ямано выбрал жизнь. Столь огромное различие и отражается в их работах. Работы Ямано полностью лишены ощущения чего-то опасного, гипнотизирующего, присущего работам Нэкодзиру.
Многие читатели открыли для себя мир Нэкодзиру через работы Ямано, сделанные им уже после смерти его "сиамского близнеца", но те, кто читают Нэкодзиру с самого начала, могли почувствовать отсутствие чего-то в этих новых работах. В них нет жажды смерти. Думаю, их можно назвать "здоровыми".
Ямано все-таки исцелился. Именно поэтому он уже не рисует такую жестокую мангу, как рисовал раньше. Он изжил свой пессимизм.
Когда шесть лет спустя, в 2003 году, покончила с собой моя жена, я обрел надежную поддержку в лице того, кто пережил такую же трагедию, - Ямано. Он понял мое ощущение, будто мир вокруг тебя рушится. Я балансировал на грани потери рассудка, но он дал мне толчок в сторону спасения.
Ямано смог все пережить. Это было огромным облегчением.
УБИТЬ ИЛИ УМЕРЕТЬ
Самоубийство Нэкодзиру активно обсуждали в прессе.
Поскольку оно произошло вскоре после смерти ведущего гитариста группы X-JAPAN hide, то почти ни у кого из журналистов не было сомнения, что именно это и явилось причиной ее самоубийства.
28 мая 1998 года в Shukan Shincho weekly появилась следующая статья.
"Ходили упорные слухи, что ее самоубийство стало следствием такого же самоубийства hide. Однако, насколько мне известно, она не являлась поклонницей его таланта. Кроме того, она не относилась к тому типу людей, которые что-либо заимствуют от других.
Человеком, о котором в вышеприведенной цитате говорит редактор одного из журнала манги, является мангака Нэкодзиру. Он убежден: единственное сходстве между ними заключается в том, что им пророчили блестящее будущее.
Нэкодзиру начала рисовать мангу после того, как вышла замуж за мангаку Хадзиме Ямано. Она быстро обрела известность благодаря неповторимому стилю манги, успешно сочетающей казалось бы несочетаемое - симпатичных котят и неприкрытую жестокость. После создания телевизионной рекламы для компании Tokyo Electric, перед ней открывались очень широкие перспективы.
Редактор также сказал, достаточно прочитать ее мангу, чтобы увидеть за симпатичными героями страсть к саморазрушению, пессимизм по отношению к жизни и смерти. В последней своей работе она изображает Землю как преграду к полному исчезновению и смеется над самой собой, изобразив как почти преодолела границы своего сознания, поев волшебные грибы на Бали. Было ясно, что она балансирует на грани жизни и смерти.
Если бы мы могли быть такими же свободными, как и ее коты..."
Что же могло заставить Нэкодзиру захотеть умереть?
Перегруженность работой, конечно же, одна из причин. Иметь дела с крупными издательствами - постоянный источник нервного истощения. Тем более при ее предрасположенности к депрессии.
Но нельзя отрицать и те ясные сигналы, которые присутствовали в ее работах: постоянная тема неизбежности смерти; очевидное отвержение жизни.
Нэкодзиру была чистейшим человеком из всех тех, кого я знал. Моя жена называла ее "неподдельной". Чистая, неподдельная, естественная "кислота", психотичная, колдовская. Вот те слова, которые приходят мне в голову, когда я думаю о Нэкодзиру. Какой же невыносимой мукой для человека ее чистоты и невинности должна быть жизнь в нашем мире.
За восемь лет нашего знакомства Нэкодзиру ни капли не изменилась - ни по характеру, ни по поведению. Большинство женщин из подростков уже превратились бы в зрелых дам, но Нэкодзиру отказывалась взрослеть.
Говорят, после самоубийства Нэкодзиру продажи ее манги и сопутствующих товаров взлетели до небес. Смерть сделала ее еще популярнее. Но в любом случае, это вряд ли бы ее озаботило.
Как бы то ни было, живые никогда не поймут, что же заставило мертвых отказаться жить.
Меня удивляет - почему она сделало это лишь в 31 год. Раз она прожила столь долго, то это благодаря Ямано.
Как бы то ни было, она хотела умереть, и она умерла. Вот единственное, что можно сказать с полной уверенностью.
Никакой привязанности к жизни: с одной стороны, подобная черта Нэкодзиру внушала любовь, а с другой - ужасала. Сам я из тех, кто желает жить и жить счастливо как можно дольше, и поэтому я всегда испытывал нечто вроде страха к тем людям, кто не боялся смерти. Но Нэкодзиру пожила достаточно долго. Очевидно, она больше не нуждалась в этом мире.
Она выжала себя досуха за те несколько лет, что работала как каторжная, и развеялась словно дымок. Утонченно, почти робко.
Возможно, все это время она пыталась поведать о себе миру через свои книги.
Убить или умереть. Имелся только один выбор, и ответ был очевиден.
ВОСПОМИНАНИЕ О ВЕЧЕРИНКЕ В СТИЛЕ РЭЙВ
Однажды на одной рэйв-вечеринке мне стало очень плохо из-за передоза наркотиков и общего истощения. Требовалась медицинская помощь.
Увидев, что я еле стою на ногах, Нэкодзиру вызвала "скорую помощь", убедилась, что я теперь в безопасности, и обеспокоено ждала моего возвращения из больницы.
Другие мои друзья, которые находились на той же вечеринке, включая Масаки Аояма и Осаму Цуруми, быстро исчезли, наверное, опасаясь ареста.
Некодзиру не боялась собственной смерти, она боялась смерти близкого человека. Несмотря на свое самолюбие, она была заботливой.
Вместе мы ушли с вечеринки и присоединились к Ямано на одном из горячих источников.
Когда я пришел в себя, лежа на полу в номере гостиницы, я ощущал благодарность тому, что остался жив, хотя чувствовал себя ужасно одиноким. Слезы ручьем катились по щекам. Стыдно признать, но я не мог остановить их.
"Почему ты плачешь?" - ко мне подошла обеспокоенная Нэкодзиру. Постояла около меня какое-то время.
Может, она подумала, что в ее отсутствие я могу покончить с жизнью.
"С тобой все в порядке?"
Я закрыл ладонями лицо и не смог ничего ответить.
Как же ты могла сама сделать то, что боялась могут сделать другие?
Я спрашиваю Нэкодзиру, я спрашиваю жену.
Как вы могли покинуть тех, о ком так заботились?
Часть меня не желает принять эгоизма их поступка.
Для Нэкодзиру стало неожиданностью рост продаж ее книг.
Возможно она и не хотела принимать сыпавшиеся на нее заказы, но не могла отказаться. Она трудилась изо всех сил и заработала, наверное, кучу денег. Но деньги ее не интересовали. Ей мало что требовалось в жизни. Она предсказала, что я умру в 35 лет. Возможно, поэтому она меня так любила, чувствуя во мне родственную душу, стоящую на грани смерти.
Но это все мой выпендреж. Я не хочу умирать.
***
Жизнь и смерть НекодзируЧиеми Хашигучи (Hashiguchi Chiyomi)
по мужу Накаяма (Nakayama)
19 января 1967 - 10 мая 1998
Чтение ранних работ Некодзиру может легко ранить души особо впечатлительных и наивных любителей японской манги. Два милых котёнка беспорядочно убивают всех вокруг. Независимо от того, что им нравится, а что нет – они убивают. И главная прелесть этого заключалась в том, что котята выглядели настолько невинными и симпатичными, что заставляли читателей прощать их убийства.
В середине 90-х японцы буквально сошли с ума от Некодзиру. Сотни тысяч людей захотели связать себя с abunakawaii (термин, объясняющий очарование этих котят – опасность + симпатичность). Люди читали Некодзиру под лозунгом “Мы все умрём!”, реагируя на мощную ауру, излучаемой простым, почти детским, стилем её рисунков.
“Моя жена обычно довольно прямолинейна с большинством людей. Если вы ей не понравитесь – она обязательно сообщит вам об этом” - так говорил Хадзиме Ямано о своей жене Чиёме Хасигучи, больше известной под псевдонимом Некодзиру. “Чистота- это лучшее слово, чтобы описать её” - это мнение её друга Ёшиаки Ёшинаги. Большинство людей, которые с ней пересекались, считали Некодзиру злой и недалёкой, а из-за её естественного и бесхитростного высокомерия называли её “детской королевой”. Некодзиру походила на хрупкое, маленькое животное, нуждавшееся в защите, но по ту сторону женственности и привлекательности скрывалась темнота. Что-то страшное и опасное пряталось в глубинах её души. Иногда казалось, что ничего не может ей помочь, поэтому она убегала в мир собственного одиночества, в мир своих фантазий и мыслей.
Некодзиру не была красивой. Простой взгляд, коротко подрезанные волосы. Она не ела рыбы и мяса, но никогда особо не задумывалась о вегетарианстве. Она не была придирчива о роде в вопросах любви. Её первой любовью была девушка. У неё почти не было друзей, и своё время она проводила в одиночестве. Никогда не желала денег и славы. Но она не была скромной. Она точно знала, чего хотела и брала это. Она была непредсказуема и эгоистична. Любила транс, техно и рейв и не выдерживала более мелодичную музыку. Она никогда не танцевала и сидела не двигаясь, сама в себе. Её любимые группы были Aphex Twin и Hallucinogen, а единственным наркотиком – бутылка Jack Daniels. А еще – она была слишком чувствительна.
У нее жил кот. Она дрессировала его и в том случае, если он не слушался, стегала его маленьким кнутом. В результате кот всегда следовал её командам.
Некодзиру была поразительно настойчива, когда чего-либо хотела. Обычно ей никто не нравился и она вела себя одинаково неприятно для каждого и была удивительно чиста в своём эгоизме. Но если кто-то её заинтересовал – то была неостановима. Первой её целью был солист фанк группы EP-4 - Каору Сато, последней стал – Ричард Ди Джеймс (Aphex Twin), которого она любила через музыку. Между ними был – Хадзиме Ямано. С Ямано она познакомилась в 19 лет и хотела вместе работать над мангой. Манга Ямано - это прежде всего точность деталей и чёткость каждой линии, а Некодзиру рисовала простые фигуры, которые выглядели по-дилетантски. Но это имело таинственную привлекательность, которую заметил Ямано и помог ей с дебютом в Garo в июньском номере 1992 года.
Garo - был известной антологией манги, печатавшийся каждый месяц. К началу 90-х это издание пережило 20 лет борьбы с еженедельными дайджестами и их однообразностью, и видело свой путь развития манги в том, чтобы в ней затрагивались современные социальные проблемы. Это было сложно делать в стране, в которой нет слова “ирония” в словарях, но стало очень востребованным впоследствии, после кошмаров великого ханьшинского землятресения и газовой атаки Аум Синрикё, когда японское общество не хотело никому верить. Тогда манга приблизилась к новому, жестокому миру, и Некодзиру с её историями о котятах Нятта и Няко станет примером для молодых японских художников.
Некодзиру бесспорно была уникальным явлением в мире манги (правда её первые работы в Garo совсем не оплачивались). Некоторые сюжеты для своих историй она брала из событий повседневной жизни, но даже они казались слишком странными. Линии между реальностью и мечтой в сознании Некодзиру, казалось, не существовало.
Позднее, когда нужно было делать большее количество работ, ей начал помогать Ямано. Новые издатели вводили временные рамки, в которые они должны были укладываться и постепенно, влияние Ямано в творчестве Некодзиру возрастало. Он помогал придавать её идеям конкретную форму. Их сотрудничество напоминало акт перехода хрупких, безумных идей Некодзиру в вещи, понятные для других людей.
Вместе с растущей популярностью, уходили последние счастливые дни Некодзиру. Она, в союзе с Ямано, была настолько занята, что не могла найти время для сна. Пытаясь снискать расположение больших журналов, они работали не только для Garo, но и для Tokyo Electric Co. У Некодзиру заканчивались идеи из-за чрезвычайной переутомлённости и усталости организма. Но логика бедности подсказывала им, что неправильно отвергать работу.
1992–94 года были самыми счастливыми в жизни Некодзиру. Она была полна сил, и мечты о создании чего-то большего пустили корни в её душе. Будет время, когда Некодзиру продаст больше книг, чем она могла вообразить. И это будет началом её конца.
Она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Она часто впадала в депрессию и сидя в своей комнате, играла в Final Fantasy. Почему она закрывалась в себе? Возможно, дело было в тоске по семье. В некотором роде, она придумывала свои истории, чтобы играть в семью и семейную жизнь, которой она была лишена. Няко - была Некодзиру, а Нятта - был Ямано.
В последние годы своей жизни она начала пить много алкоголя. Она наблюдалась у психиатра и ей был поставлен диагноз – «маниакальная депрессия”.
Рисование перестало быть лёгким и забавным, и превратилось в рутину. Главными в их жизни стали сроки сдачи работ. Переутомление приводило Некодзиру к нервным срывам, и она отыгрывалась на Ямано, в том числе и физически, хотя очень нуждалась в нём.
1 февраля 1997 года она посетила концерт Aphex Twin - это было последнее радостное событие в её жизни.
10 мая 1998 года Некодзиру покончила жизнь самоубийством. Её лицо казалось спокойным, в нём не было ни следа страдания или сожаления о потерянной жизни. Вместо предсмертной записки, она положила в шкатулку компакт диск и видео Aphex Twin. Композиция Ambient Works 2 была сыгранна на её похоронах, это было её единственным пожеланием.
Пытаясь покончить собой в прошлом, она оставляла записки с просьбой, чтобы на её могиле не было могильного камня. Но Ямано не выполнил этой просьбы и заказал камень украшенный санскритским знаком. Также Некодзиру желала, чтобы не было каких-либо обсуждений её смерти, поэтому Ямано отказывается давать интервью.
Некоторые СМИ описывали смерть Некодзиру, как реакцию на самоубийство музыканта Hide. Но эта версия выглядит совершенно неправдоподобной, потому что для Некодзиру не было авторитетов. Версии о том, что она не выдержала распутства мужа или зависимости от наркотиков, также являются выдумками журналистов.
Невозможно игнорировать очевидные факты: темы неизбежности смерти и игнорирование жизни, давно прослеживались в её творчестве. Она хотела умереть и умерла. Это всё, что можно говорить наверняка. Она больше не нуждалась в земном мире.
Связь между тяжёлой нагрузкой от работы и её смертью – слишком простое объяснение. В своём личном дневнике Некодзиру отмечала каждую неприятность, включая рвоту собаки и сбои в работе электричества. В этом дневнике нет внутренних переживаний или описания её внутреннего мира. Он лишь передает причины её несвоевременного ухода из жизни.
“Социальное давление”- термин, которым часто объясняют самоубийства. Но каков этот вид давления? И кто за него несет ответственность? Отношение к манге в Японии неоднозначное. Её хвалят как неподражаемое культурное сокровище и проклинают как разрушителя традиционных ценностей. Несмотря на то, что самоубийство Некодзиру в возрасте 31 года, было очень громким, это не было аномальным явлением в мире японской манги. Другая потрясающая художница её поколения - Ханако Ямадо выпрыгнула с 11 этажа в 1992 году ( ей было всего лишь 24 года). Некодзиру с её ранимостью, сложно было сохранять спокойствие под ударами общественной критики. Лучшая иллюстрация её разочарования в работе в таком обществе – её сокрушительная духом история “Tankobu”. По сюжету, молодая обезьянка всё время бьёт себя молотком по голове, от чего на её лбу вскакивают шишки, которые она отрезает и раздаёт как еду. При этом она постоянно улыбается и только котёнок Няко доводит её до слёз. На вопрос – “Вкусна ли я?”, молодая обезьянка получает ответ – «Средненькая”.
***
"Кошачий суп" / "Nekojiru-so"
СюжетНятта, главный герой, по недосмотру родителей утонул в ванне. Будучи в состоянии клинической смерти, он видит, как Смерть уводит за руку его старшую сестру Няко и решает пойти за ними. Он отбирает часть души сестры и убегает с ней, в то время как вторая часть остается у Смерти, которая стирает мысли Няко. Вслед ему Смерть намекает на цветок, который им нужно найти, чтобы восстановить недостающую часть души сестры. Нятта обнаруживает утонувшим в ванной его отец, и приводит его в чувство. Зайдя в комнату к сестре, Нятта обнаруживает там доктора, объясняющего родителям, что Няко умерла. Тогда он впускает через нос в её тело половинку отобранной у смерти души, Няко оживает и просыпается, хотя она находится немного «не в себе». И Нятта с сестрой отправляются на поиски цветка.
СпойлерыКотята вместе едут в цирк, где в роли волшебника, показывающего фокусы, выступает Бог. Финальная часть выступления заканчивается огромным потопом. Они плывут в океане вместе со свиньей, которую начинают есть. Затем Создатель осушает океаны и то место, где они находились, превращается в пустыню. Свинья откусывает руку Нятта, которую затем пришивает женщина, живущая в пустыне и «шьющая» кукол из частей тел других котов. Путешествуя по пустыне, они идут на запах еды. Мужчина, накормив их досыта, кидает их в бурлящий котёл, но сам оказывается там, разрезанный своими же ножницами. Затем котята находят слона, сделанного из воды, в котором они плавают, но который при дальнейшем путешествии высыхает от жары. Случайно Создатель останавливает время и с остановкой времени материя вокруг застывает и Нятта играет с ней в нескольких застывших сценах. Затем время ускоряется и возвращается назад и котята обнаруживают себя в лодке посреди океана, и затем находят цветок, возвращающий Няко в обычное состояние.
Личное впечатлениеСмотрела эту короткометражку я довольно давно. В том возрасте, когда еще невозможно понять всего происходящего на экране. Когда история кажется чудковатой сюрреалистичной сказкой, не более. Но уже тогда имея склонность ко всему страному и необычному, я была в восторге. Более того, меня удивило, что на протяжении всего фильма герои не произнесли ни слова. Были короткие подсказки-пояснения, и все. Если копнуть глубже, то все происходящее на экране заставляет задуматься. Но только в том случае, если внешне невинную историю не воспринимать как сказку. Там есть над чем поразмышлять.
К слову сказать, "Кошачий суп" в России был даже выпущен на диске. Я увидела яркую коробочку с милыми котятами на полке с аниме еще тогда, когда скорость интернета не позволяла загружать на компьютер объемные файлы. Это было мое знакомство с Некодзиру. Еще не один год я лелеяла надежду приобрести диск и посмотреть "милашность про котиков". Этого не произошло. Думаю к лучшему. На статьи приведенные выше я наткнулась позже. И уже после прочтения посмотрела фильм "по мотивам".
"Кошачий театр" / "Nekojiru Gekijou"
Описание"Театр" можно назвать мини-сериалом. Он состоит из 27 эпизодов, каждый длинной не более двух минут. Уже знакомые нам Няка и Нятта на этот раз показаны в кратких зарисовках "обыденной жизни". Котята премиленько издеваются над окружающими, пакостят, убивают и творят прочие гадости. Милая невинная оболочка и ужасное внутреннее я. Примерно такая концепция.
Личное впечатлениеПри поверхностном просмотре это короткие истории о немотивированной жестокости, над которыми особо циничные могут и похихикать. Нет действительно, порой все доведено до такого неприкрытого абсурда и прямолинейности, что остается только усмехнуться.
А ведь все потому, что "жизнь такая". То что мы видим в "Театре" - изнанка нашего "человеческого" мира. Самая темная и непроглядная его часть. Все самое отвратительное, что есть в людях подано в столь специфической форме. Возможно, у некоторых "Театр" вызовет отвращение. Слишком много неприглядного выставлено напоказ. А на обложке такие милые котики!
Творчество Некодзиру
Скриншоты из аниме
На этом все. Спасибо за внимание.
Удачи.
P.S. Смотреть аниме, если вы все же решили это глянуть, стоит начинать с "Театра". Хоть там и больше жестокости он более понятный.
Ёсиаки Ёсинага о Некодзиру (2я часть)АД
На протяжении последних лет ее жизни загруженность Нэкодзиру работой возросла настолько, что она оказалась на грани срыва.
К тому времени и речи не шло о том, чтобы рисовать ради удовольствия, все, что она делала, нужно было сдавать точно в срок.
В таких книгах, как Jirujiru Nikki и Neko Kamisama, Нэкодзиру часто просто рисовала истории, услышанные от других людей.
"Я случайно стер с компьютера целую книгу", как-то пожаловался я Нэкодзиру. Позже эта история слово в слово появилась в ее манге.
Как-то раз я, будучи занят, послал вместо себя на деловую встречу одного из своих временных сотрудников, и тот в качестве сувенира принес мне пластиковый мешок, набитый высушенными водорослями - самим обычными, которые в качестве приправы продаются на каждом углу, - пять отдельно завернутых порций. И эта история почти без изменений попала в ее мангу.
Переутомленная работой, Нэкодзиру иссякла на идеи. Но поскольку сроки ставились жесткие, она изо всех сил пыталась справиться с творческим кризисом. Она обладала обостренным чувством ответственности и всегда находила выход из создавшегося положения. Не раз она обнаруживала, что ее поджимают сразу несколько сроков, и, чтобы их не нарушить, ей приходилось работать на износ.
Однажды я засиделся у себя в офисе до глубокой ночи, как вдруг в дверь постучали.
"Ты мне разрешишь здесь поспать?" - поинтересовался Ямано, выглядевший полностью изнуренным.
"Что случилось?"
"Ну..." - Ямано заколебался. Как оказалась, в приступе ярости Нэкодзиру бросилась на него с ножом для резки бумаги.
Я заставил Ямано лечь на диван и принес ему стакан воды.
Воцарила странная тишина, которую язык не поворачивался нарушить.
Зазвонил телефон. Я взял трубку. Нэкодзиру.
"Я знаю, что она там. Дай Ясу трубку!" (Ясу - настоящее имя Ямано).
"Я не могу. Он сейчас спит."
Я попытался ее успокоить, но ничего не выходило.
"Сейчас же дай Ясу трубку! Он убежал от меня, разбуди его сейчас же и дай ему трубку!" Она находилась в последнем градусе бешенства. Ее нервы были полностью расшатаны.
Подобное случалось постоянно, как только подходил крайний срок для огромной кучи дел. Двое, работающих в такой тесной связке, как работали они, да еще с таким напряжением, были обречены рано или поздно на подобные сцены. Обычно вспышка гнева случалась у Нэкодзиру (или, говоря точнее, она физически нападала на Ямано).
Я смотрел на разметавшегося по дивану Ямано, и образ Нэкодзиру, "тренирующей" своего кота, стоял у меня перед глазами.
Я не разрешил Ямано вернуться домой, опасаясь за его безопасность.
Ночь, казалось, не кончится, но рассвет все же наступил. Зачирикали воробьи, рядом проехала машина, развозящая почту.
Нэкодзиру должно быть уже успокоилась.
Ямано все же отправился домой к Нэкодзиру. "Я ей нужен", - сказал он на прощание.
Теперь, вглядываясь в прошлое, можно сказать, что корнем всех их проблем была нужда, в которой они до этого существовали, и которая заставляла их без разбору хвататься за любую работу, как только их книги стали успешно продаваться.
Начни они более разборчиво подходить к своей работе, может Нэкодзиру и не ушла бы из жизни столь скоро.
"Ребята, вам надо отдохнуть".
Однажды в 1998 году, когда Нэкодзиру и Ямано переживали очень трудный период в их жизни, мы с Саки пришли к ним в гости.
Случилось это примерно за две недели до самоубийства Нэкодзиру.
Мы просто вместе сидели, ничего не делая, и слушали музыку. У Нэкодзиру имелась пара динамиков, специально заточенных под техно-музыку, сделанные в форме двенадцатигранников, с динамиками на каждой стороне. От динамиков явно веяло снобизмом.
Нэкодзиру почти ничего не говорила, полностью погрузившись в скрежещущие звуки пронзительного техно. Резкие звуки казалось приносили мучения Ямано, опустошенному работой днями и ночами напролет.
Озабоченный этим, я предложил: "Давайте послушаем вот это", и поставил амбиент. Ямано немного полегчало, но Нэкодзиру, предпочитавшая более агрессивную музыку, осталась недовольной столь мягкими звуками, и угрюмо скорчилась в своем углу.
Она и так находилась в последней стадии истощения от бессонных ночей, а психоделический транс, похоже, только усугубил ее состояние.
В тот день Нэкодзиру находилась в необычайно отвратительном даже по ее меркам настроении.
Внезапно я вспомнил, как она часто повторяла: "Я не боюсь смерти", и мне стало очень тревожно.
Когда мы уходили в тот день, Ямано и Нэкодзиру еще долго смотрели с порога нам вслед. Я до сих пор помню умоляющее, опустошенное выражение лица Ямано.
"Не уходите! Останьтесь еще на чуть-чуть! Не оставляйте нас одних!" - казалось умоляли его глаза.
Думаю, что после нашего ухода, они вновь засели за работу.
Но они уже находились почти у самого конца.
ПОКОЙСЯ С МИРОМ
"Тиёми мертва. Она покончила с собой. Ты был одним из ее немногих друзей, поэтому звоню тебе первому."
О смерти Нэкодзиру я узнал из телефонного звонка Ямано.
Они поздно ее обнаружили, тело уже окоченело. О ее смерти Ямано сообщил мне только спустя несколько часов, после того как ее нашли.
Когда нам позвонили, мы с женой гуляли по Синдзюку и подумывали сходить в Imax (прим. виртуальный театр Tokyo Imax Theatre, в котором на гигантском экране показывают фильмы в 3D графике). Звонок Ямано стал для нас шоком.
Ямано изо всех сил сохранял спокойствие.
Где-то в глубине души мы смутно чувствовали, что однажды такое может случиться, но никогда не верили, что она все же решится на подобное.
Забыв о кино, мы помчались к Ямано.
В тот момент я больше беспокоился о Ямано, чем о Нэкодзиру. Я не мог себе представить, что значит потерять жену. Мне казалось, что сейчас самое важное - важнее даже оплакивания смерти Нэкодзиру - позаботиться о том, кого она покинула.
Нэкодзиру выглядела очень спокойной. Ни единой черточки страдания на ее лице. Ни капли сожаления о содеянном, никакого цепляния за жизнь. Казалось, что она упокоилась с миром.
Я понимал, почему она это сделала, и одновременно ужасался этому.
Диск и видео Aphex Twin были положены вместе с ней в гроб.
На похоронах звучали композиции из альбома Aphex Twin "Ambient Works II".
Нэкодзиру завещала похоронить себя именно так.
Предпринимая попытки самоубийства в прошлом, Нэкодзиру написала несколько завещаний. Последнее по времени сохранившееся завещание датировано несколькими годами раньше.
Однако по желанию Ямано не все было сделано согласно ее последней воле.
Нэкодзиру не хотела надгробного камня. Ямано посчитал, что ее семья может захотеть надгробие, чтобы посещать могилу, поэтому он распорядился его сделать. Но, как уступка воле покойной, камень остался безымянным. Только одна буква из санскрита украшала его.
Как-то Ямано объяснил мне, что она значит, но я забыл.
Одна из строк завещания Нэкодзиру гласила: "Никаких домыслов о возможных мотивах".
Ямано отказывался от всех интервью.
В то время один даже вид Ямано приносил мне такие страдания, что я почти не мог себя заставить видеться с ним.
Пять лет спустя. Подумать только, теперь и я нахожусь в такой же ситуации...
ТЕ, КТО ВЫБРАЛ СМЕРТЬ, И ТЕ, КТО ВЫБРАЛ ЖИЗНЬ
Самоубийство приносит страдания близким.
Ничто не способно описать боль утраты, ничто не может облегчить ее.
Ямано оказался способным вынести это.
Как только творческий дуэт "Нэкодзиру" обрел популярность, они стали нарасхват, что еще больше сплотило их, словно сиамских близнецов. Ничто не могло их разъединить. В противном случае, пришлось бы разорвать их на половинки. Но это равносильно смерти, а человеческое существо не так-то просто уничтожить.
Для пары со столь крепкими узами, какие связывали Ямано и Нэкодзиру, потеря одного из них невыносима.
После смерти Нэкодзиру, осиротевшая половинка продолжала выпускать работы из серии Nekojiru, теперь уже под псевдонимом "Нэкодзиру у". На первый взгляд Нэкодзиру и Нэкодзиру у казались неотличимыми, но между ними пролегала пропасть. И даже не в том смысле, что первый рисовал от руки то, что видел, а второй использовал компьютер и философствовал. Нэкодзиру выбрала смерть, и ее работы были проникнуты ее жаждой смерти.
Ямано выбрал жизнь. Столь огромное различие и отражается в их работах. Работы Ямано полностью лишены ощущения чего-то опасного, гипнотизирующего, присущего работам Нэкодзиру.
Многие читатели открыли для себя мир Нэкодзиру через работы Ямано, сделанные им уже после смерти его "сиамского близнеца", но те, кто читают Нэкодзиру с самого начала, могли почувствовать отсутствие чего-то в этих новых работах. В них нет жажды смерти. Думаю, их можно назвать "здоровыми".
Ямано все-таки исцелился. Именно поэтому он уже не рисует такую жестокую мангу, как рисовал раньше. Он изжил свой пессимизм.
Когда шесть лет спустя, в 2003 году, покончила с собой моя жена, я обрел надежную поддержку в лице того, кто пережил такую же трагедию, - Ямано. Он понял мое ощущение, будто мир вокруг тебя рушится. Я балансировал на грани потери рассудка, но он дал мне толчок в сторону спасения.
Ямано смог все пережить. Это было огромным облегчением.
УБИТЬ ИЛИ УМЕРЕТЬ
Самоубийство Нэкодзиру активно обсуждали в прессе.
Поскольку оно произошло вскоре после смерти ведущего гитариста группы X-JAPAN hide, то почти ни у кого из журналистов не было сомнения, что именно это и явилось причиной ее самоубийства.
28 мая 1998 года в Shukan Shincho weekly появилась следующая статья.
"Ходили упорные слухи, что ее самоубийство стало следствием такого же самоубийства hide. Однако, насколько мне известно, она не являлась поклонницей его таланта. Кроме того, она не относилась к тому типу людей, которые что-либо заимствуют от других.
Человеком, о котором в вышеприведенной цитате говорит редактор одного из журнала манги, является мангака Нэкодзиру. Он убежден: единственное сходстве между ними заключается в том, что им пророчили блестящее будущее.
Нэкодзиру начала рисовать мангу после того, как вышла замуж за мангаку Хадзиме Ямано. Она быстро обрела известность благодаря неповторимому стилю манги, успешно сочетающей казалось бы несочетаемое - симпатичных котят и неприкрытую жестокость. После создания телевизионной рекламы для компании Tokyo Electric, перед ней открывались очень широкие перспективы.
Редактор также сказал, достаточно прочитать ее мангу, чтобы увидеть за симпатичными героями страсть к саморазрушению, пессимизм по отношению к жизни и смерти. В последней своей работе она изображает Землю как преграду к полному исчезновению и смеется над самой собой, изобразив как почти преодолела границы своего сознания, поев волшебные грибы на Бали. Было ясно, что она балансирует на грани жизни и смерти.
Если бы мы могли быть такими же свободными, как и ее коты..."
Что же могло заставить Нэкодзиру захотеть умереть?
Перегруженность работой, конечно же, одна из причин. Иметь дела с крупными издательствами - постоянный источник нервного истощения. Тем более при ее предрасположенности к депрессии.
Но нельзя отрицать и те ясные сигналы, которые присутствовали в ее работах: постоянная тема неизбежности смерти; очевидное отвержение жизни.
Нэкодзиру была чистейшим человеком из всех тех, кого я знал. Моя жена называла ее "неподдельной". Чистая, неподдельная, естественная "кислота", психотичная, колдовская. Вот те слова, которые приходят мне в голову, когда я думаю о Нэкодзиру. Какой же невыносимой мукой для человека ее чистоты и невинности должна быть жизнь в нашем мире.
За восемь лет нашего знакомства Нэкодзиру ни капли не изменилась - ни по характеру, ни по поведению. Большинство женщин из подростков уже превратились бы в зрелых дам, но Нэкодзиру отказывалась взрослеть.
Говорят, после самоубийства Нэкодзиру продажи ее манги и сопутствующих товаров взлетели до небес. Смерть сделала ее еще популярнее. Но в любом случае, это вряд ли бы ее озаботило.
Как бы то ни было, живые никогда не поймут, что же заставило мертвых отказаться жить.
Меня удивляет - почему она сделало это лишь в 31 год. Раз она прожила столь долго, то это благодаря Ямано.
Как бы то ни было, она хотела умереть, и она умерла. Вот единственное, что можно сказать с полной уверенностью.
Никакой привязанности к жизни: с одной стороны, подобная черта Нэкодзиру внушала любовь, а с другой - ужасала. Сам я из тех, кто желает жить и жить счастливо как можно дольше, и поэтому я всегда испытывал нечто вроде страха к тем людям, кто не боялся смерти. Но Нэкодзиру пожила достаточно долго. Очевидно, она больше не нуждалась в этом мире.
Она выжала себя досуха за те несколько лет, что работала как каторжная, и развеялась словно дымок. Утонченно, почти робко.
Возможно, все это время она пыталась поведать о себе миру через свои книги.
Убить или умереть. Имелся только один выбор, и ответ был очевиден.
ВОСПОМИНАНИЕ О ВЕЧЕРИНКЕ В СТИЛЕ РЭЙВ
Однажды на одной рэйв-вечеринке мне стало очень плохо из-за передоза наркотиков и общего истощения. Требовалась медицинская помощь.
Увидев, что я еле стою на ногах, Нэкодзиру вызвала "скорую помощь", убедилась, что я теперь в безопасности, и обеспокоено ждала моего возвращения из больницы.
Другие мои друзья, которые находились на той же вечеринке, включая Масаки Аояма и Осаму Цуруми, быстро исчезли, наверное, опасаясь ареста.
Некодзиру не боялась собственной смерти, она боялась смерти близкого человека. Несмотря на свое самолюбие, она была заботливой.
Вместе мы ушли с вечеринки и присоединились к Ямано на одном из горячих источников.
Когда я пришел в себя, лежа на полу в номере гостиницы, я ощущал благодарность тому, что остался жив, хотя чувствовал себя ужасно одиноким. Слезы ручьем катились по щекам. Стыдно признать, но я не мог остановить их.
"Почему ты плачешь?" - ко мне подошла обеспокоенная Нэкодзиру. Постояла около меня какое-то время.
Может, она подумала, что в ее отсутствие я могу покончить с жизнью.
"С тобой все в порядке?"
Я закрыл ладонями лицо и не смог ничего ответить.
Как же ты могла сама сделать то, что боялась могут сделать другие?
Я спрашиваю Нэкодзиру, я спрашиваю жену.
Как вы могли покинуть тех, о ком так заботились?
Часть меня не желает принять эгоизма их поступка.
Для Нэкодзиру стало неожиданностью рост продаж ее книг.
Возможно она и не хотела принимать сыпавшиеся на нее заказы, но не могла отказаться. Она трудилась изо всех сил и заработала, наверное, кучу денег. Но деньги ее не интересовали. Ей мало что требовалось в жизни. Она предсказала, что я умру в 35 лет. Возможно, поэтому она меня так любила, чувствуя во мне родственную душу, стоящую на грани смерти.
Но это все мой выпендреж. Я не хочу умирать.
***
Жизнь и смерть НекодзируЧиеми Хашигучи (Hashiguchi Chiyomi)
по мужу Накаяма (Nakayama)
19 января 1967 - 10 мая 1998
Чтение ранних работ Некодзиру может легко ранить души особо впечатлительных и наивных любителей японской манги. Два милых котёнка беспорядочно убивают всех вокруг. Независимо от того, что им нравится, а что нет – они убивают. И главная прелесть этого заключалась в том, что котята выглядели настолько невинными и симпатичными, что заставляли читателей прощать их убийства.
В середине 90-х японцы буквально сошли с ума от Некодзиру. Сотни тысяч людей захотели связать себя с abunakawaii (термин, объясняющий очарование этих котят – опасность + симпатичность). Люди читали Некодзиру под лозунгом “Мы все умрём!”, реагируя на мощную ауру, излучаемой простым, почти детским, стилем её рисунков.
“Моя жена обычно довольно прямолинейна с большинством людей. Если вы ей не понравитесь – она обязательно сообщит вам об этом” - так говорил Хадзиме Ямано о своей жене Чиёме Хасигучи, больше известной под псевдонимом Некодзиру. “Чистота- это лучшее слово, чтобы описать её” - это мнение её друга Ёшиаки Ёшинаги. Большинство людей, которые с ней пересекались, считали Некодзиру злой и недалёкой, а из-за её естественного и бесхитростного высокомерия называли её “детской королевой”. Некодзиру походила на хрупкое, маленькое животное, нуждавшееся в защите, но по ту сторону женственности и привлекательности скрывалась темнота. Что-то страшное и опасное пряталось в глубинах её души. Иногда казалось, что ничего не может ей помочь, поэтому она убегала в мир собственного одиночества, в мир своих фантазий и мыслей.
Некодзиру не была красивой. Простой взгляд, коротко подрезанные волосы. Она не ела рыбы и мяса, но никогда особо не задумывалась о вегетарианстве. Она не была придирчива о роде в вопросах любви. Её первой любовью была девушка. У неё почти не было друзей, и своё время она проводила в одиночестве. Никогда не желала денег и славы. Но она не была скромной. Она точно знала, чего хотела и брала это. Она была непредсказуема и эгоистична. Любила транс, техно и рейв и не выдерживала более мелодичную музыку. Она никогда не танцевала и сидела не двигаясь, сама в себе. Её любимые группы были Aphex Twin и Hallucinogen, а единственным наркотиком – бутылка Jack Daniels. А еще – она была слишком чувствительна.
У нее жил кот. Она дрессировала его и в том случае, если он не слушался, стегала его маленьким кнутом. В результате кот всегда следовал её командам.
Некодзиру была поразительно настойчива, когда чего-либо хотела. Обычно ей никто не нравился и она вела себя одинаково неприятно для каждого и была удивительно чиста в своём эгоизме. Но если кто-то её заинтересовал – то была неостановима. Первой её целью был солист фанк группы EP-4 - Каору Сато, последней стал – Ричард Ди Джеймс (Aphex Twin), которого она любила через музыку. Между ними был – Хадзиме Ямано. С Ямано она познакомилась в 19 лет и хотела вместе работать над мангой. Манга Ямано - это прежде всего точность деталей и чёткость каждой линии, а Некодзиру рисовала простые фигуры, которые выглядели по-дилетантски. Но это имело таинственную привлекательность, которую заметил Ямано и помог ей с дебютом в Garo в июньском номере 1992 года.
Garo - был известной антологией манги, печатавшийся каждый месяц. К началу 90-х это издание пережило 20 лет борьбы с еженедельными дайджестами и их однообразностью, и видело свой путь развития манги в том, чтобы в ней затрагивались современные социальные проблемы. Это было сложно делать в стране, в которой нет слова “ирония” в словарях, но стало очень востребованным впоследствии, после кошмаров великого ханьшинского землятресения и газовой атаки Аум Синрикё, когда японское общество не хотело никому верить. Тогда манга приблизилась к новому, жестокому миру, и Некодзиру с её историями о котятах Нятта и Няко станет примером для молодых японских художников.
Некодзиру бесспорно была уникальным явлением в мире манги (правда её первые работы в Garo совсем не оплачивались). Некоторые сюжеты для своих историй она брала из событий повседневной жизни, но даже они казались слишком странными. Линии между реальностью и мечтой в сознании Некодзиру, казалось, не существовало.
Позднее, когда нужно было делать большее количество работ, ей начал помогать Ямано. Новые издатели вводили временные рамки, в которые они должны были укладываться и постепенно, влияние Ямано в творчестве Некодзиру возрастало. Он помогал придавать её идеям конкретную форму. Их сотрудничество напоминало акт перехода хрупких, безумных идей Некодзиру в вещи, понятные для других людей.
Вместе с растущей популярностью, уходили последние счастливые дни Некодзиру. Она, в союзе с Ямано, была настолько занята, что не могла найти время для сна. Пытаясь снискать расположение больших журналов, они работали не только для Garo, но и для Tokyo Electric Co. У Некодзиру заканчивались идеи из-за чрезвычайной переутомлённости и усталости организма. Но логика бедности подсказывала им, что неправильно отвергать работу.
1992–94 года были самыми счастливыми в жизни Некодзиру. Она была полна сил, и мечты о создании чего-то большего пустили корни в её душе. Будет время, когда Некодзиру продаст больше книг, чем она могла вообразить. И это будет началом её конца.
Она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Она часто впадала в депрессию и сидя в своей комнате, играла в Final Fantasy. Почему она закрывалась в себе? Возможно, дело было в тоске по семье. В некотором роде, она придумывала свои истории, чтобы играть в семью и семейную жизнь, которой она была лишена. Няко - была Некодзиру, а Нятта - был Ямано.
В последние годы своей жизни она начала пить много алкоголя. Она наблюдалась у психиатра и ей был поставлен диагноз – «маниакальная депрессия”.
Рисование перестало быть лёгким и забавным, и превратилось в рутину. Главными в их жизни стали сроки сдачи работ. Переутомление приводило Некодзиру к нервным срывам, и она отыгрывалась на Ямано, в том числе и физически, хотя очень нуждалась в нём.
1 февраля 1997 года она посетила концерт Aphex Twin - это было последнее радостное событие в её жизни.
10 мая 1998 года Некодзиру покончила жизнь самоубийством. Её лицо казалось спокойным, в нём не было ни следа страдания или сожаления о потерянной жизни. Вместо предсмертной записки, она положила в шкатулку компакт диск и видео Aphex Twin. Композиция Ambient Works 2 была сыгранна на её похоронах, это было её единственным пожеланием.
Пытаясь покончить собой в прошлом, она оставляла записки с просьбой, чтобы на её могиле не было могильного камня. Но Ямано не выполнил этой просьбы и заказал камень украшенный санскритским знаком. Также Некодзиру желала, чтобы не было каких-либо обсуждений её смерти, поэтому Ямано отказывается давать интервью.
Некоторые СМИ описывали смерть Некодзиру, как реакцию на самоубийство музыканта Hide. Но эта версия выглядит совершенно неправдоподобной, потому что для Некодзиру не было авторитетов. Версии о том, что она не выдержала распутства мужа или зависимости от наркотиков, также являются выдумками журналистов.
Невозможно игнорировать очевидные факты: темы неизбежности смерти и игнорирование жизни, давно прослеживались в её творчестве. Она хотела умереть и умерла. Это всё, что можно говорить наверняка. Она больше не нуждалась в земном мире.
Связь между тяжёлой нагрузкой от работы и её смертью – слишком простое объяснение. В своём личном дневнике Некодзиру отмечала каждую неприятность, включая рвоту собаки и сбои в работе электричества. В этом дневнике нет внутренних переживаний или описания её внутреннего мира. Он лишь передает причины её несвоевременного ухода из жизни.
“Социальное давление”- термин, которым часто объясняют самоубийства. Но каков этот вид давления? И кто за него несет ответственность? Отношение к манге в Японии неоднозначное. Её хвалят как неподражаемое культурное сокровище и проклинают как разрушителя традиционных ценностей. Несмотря на то, что самоубийство Некодзиру в возрасте 31 года, было очень громким, это не было аномальным явлением в мире японской манги. Другая потрясающая художница её поколения - Ханако Ямадо выпрыгнула с 11 этажа в 1992 году ( ей было всего лишь 24 года). Некодзиру с её ранимостью, сложно было сохранять спокойствие под ударами общественной критики. Лучшая иллюстрация её разочарования в работе в таком обществе – её сокрушительная духом история “Tankobu”. По сюжету, молодая обезьянка всё время бьёт себя молотком по голове, от чего на её лбу вскакивают шишки, которые она отрезает и раздаёт как еду. При этом она постоянно улыбается и только котёнок Няко доводит её до слёз. На вопрос – “Вкусна ли я?”, молодая обезьянка получает ответ – «Средненькая”.
***
"Кошачий суп" / "Nekojiru-so"
СюжетНятта, главный герой, по недосмотру родителей утонул в ванне. Будучи в состоянии клинической смерти, он видит, как Смерть уводит за руку его старшую сестру Няко и решает пойти за ними. Он отбирает часть души сестры и убегает с ней, в то время как вторая часть остается у Смерти, которая стирает мысли Няко. Вслед ему Смерть намекает на цветок, который им нужно найти, чтобы восстановить недостающую часть души сестры. Нятта обнаруживает утонувшим в ванной его отец, и приводит его в чувство. Зайдя в комнату к сестре, Нятта обнаруживает там доктора, объясняющего родителям, что Няко умерла. Тогда он впускает через нос в её тело половинку отобранной у смерти души, Няко оживает и просыпается, хотя она находится немного «не в себе». И Нятта с сестрой отправляются на поиски цветка.
СпойлерыКотята вместе едут в цирк, где в роли волшебника, показывающего фокусы, выступает Бог. Финальная часть выступления заканчивается огромным потопом. Они плывут в океане вместе со свиньей, которую начинают есть. Затем Создатель осушает океаны и то место, где они находились, превращается в пустыню. Свинья откусывает руку Нятта, которую затем пришивает женщина, живущая в пустыне и «шьющая» кукол из частей тел других котов. Путешествуя по пустыне, они идут на запах еды. Мужчина, накормив их досыта, кидает их в бурлящий котёл, но сам оказывается там, разрезанный своими же ножницами. Затем котята находят слона, сделанного из воды, в котором они плавают, но который при дальнейшем путешествии высыхает от жары. Случайно Создатель останавливает время и с остановкой времени материя вокруг застывает и Нятта играет с ней в нескольких застывших сценах. Затем время ускоряется и возвращается назад и котята обнаруживают себя в лодке посреди океана, и затем находят цветок, возвращающий Няко в обычное состояние.
Личное впечатлениеСмотрела эту короткометражку я довольно давно. В том возрасте, когда еще невозможно понять всего происходящего на экране. Когда история кажется чудковатой сюрреалистичной сказкой, не более. Но уже тогда имея склонность ко всему страному и необычному, я была в восторге. Более того, меня удивило, что на протяжении всего фильма герои не произнесли ни слова. Были короткие подсказки-пояснения, и все. Если копнуть глубже, то все происходящее на экране заставляет задуматься. Но только в том случае, если внешне невинную историю не воспринимать как сказку. Там есть над чем поразмышлять.
К слову сказать, "Кошачий суп" в России был даже выпущен на диске. Я увидела яркую коробочку с милыми котятами на полке с аниме еще тогда, когда скорость интернета не позволяла загружать на компьютер объемные файлы. Это было мое знакомство с Некодзиру. Еще не один год я лелеяла надежду приобрести диск и посмотреть "милашность про котиков". Этого не произошло. Думаю к лучшему. На статьи приведенные выше я наткнулась позже. И уже после прочтения посмотрела фильм "по мотивам".
"Кошачий театр" / "Nekojiru Gekijou"
Описание"Театр" можно назвать мини-сериалом. Он состоит из 27 эпизодов, каждый длинной не более двух минут. Уже знакомые нам Няка и Нятта на этот раз показаны в кратких зарисовках "обыденной жизни". Котята премиленько издеваются над окружающими, пакостят, убивают и творят прочие гадости. Милая невинная оболочка и ужасное внутреннее я. Примерно такая концепция.
Личное впечатлениеПри поверхностном просмотре это короткие истории о немотивированной жестокости, над которыми особо циничные могут и похихикать. Нет действительно, порой все доведено до такого неприкрытого абсурда и прямолинейности, что остается только усмехнуться.
А ведь все потому, что "жизнь такая". То что мы видим в "Театре" - изнанка нашего "человеческого" мира. Самая темная и непроглядная его часть. Все самое отвратительное, что есть в людях подано в столь специфической форме. Возможно, у некоторых "Театр" вызовет отвращение. Слишком много неприглядного выставлено напоказ. А на обложке такие милые котики!
Творчество Некодзиру
Скриншоты из аниме
На этом все. Спасибо за внимание.
Удачи.
P.S. Смотреть аниме, если вы все же решили это глянуть, стоит начинать с "Театра". Хоть там и больше жестокости он более понятный.